В конце XIX века у казанских крестьян появилась прислуга
Ряды купечества пополнили крестьяне
Раис Сулейманов: Этот дом построен по проекту архитектора Глушкина на средства крестьянина Манакова в 1888 году (на фото слева, ул. Московская, 42).
Вход в усадьбу располагался со двора, а сбоку находились двухэтажные службы (конюшня, прачечная), в которых работали слуги успешного крестьянина, который не только откупился от своего помещика после отмены крепостного права в 1861 году, но начал торговое дело, а затем перешел в купеческое сословие.
Дело еще в том, что к началу ХХ века сословные границы купечества потеряли четкость: многие богатые его представители получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещан и крестьян.
От первоначальных ворот дома сохранились лишь круглые каменные столбы, имевшие конусообразное завершение. Фасад здания оформлен в национально-романтическом направлении эклектики (архитектурный стиль, в рамках которого происходит соединение разных элементов).
Миллионер жил в особняке позднего классицизма
Раис Сулейманов: Мы перед особняком купца Александрова (на левом фото, ул. Московская, 26), построенным по проекту архитектора Петонди в 1842 году. Это классический образец городского особняка, возведенного в стиле позднего классицизма.
Первоначально принадлежал крупному торговцу чаем, купцу-миллионеру Сергею Александрову, который в 1869 стал первым председателем "Общества содействия русской промышленности и торговли" при Казанской бирже.
В 1870-е дом стал собственностью Ольги Гейнс, которая была почетной попечительницей Ксенинской женской гимназии.
Сначала в Казань пустили пассажирские, а потом товарные поезда
Раис Сулейманов: А это главное здание казанского железнодорожного вокзала, которое построено в 1896 году (на фото справа, Привокзальная площадь, 1). Вокзал достаточно хорошо сохранился и интересен как памятник промышленной архитектуры.
Все лепные детали у здания выделяются светлыми пятнами на фоне кирпичных стен. Со стороны железнодорожных путей у здания не так много лепнины как на фасаде.
Казань к сети российских железных дорог была присоединена в 1893 году, сначала по ветке пустили пассажирские поезда, а через год открыли движение товарных поездов.
Главное здание вокзала является основным элементом вокзального комплекса, состоящего из ряда позднейших сооружений, пригородный вокзал, к примеру, появился здесь в 1967 году.
В рамках рубрики "Прогулки по старой Казани" читайте на портале ProKazan.ru: В XIX веке казанские купцы торговали контрабандой, Казанская недвижимость начала дорожать в XIX веке, С XVI века татары и русские дрались на Кабане, Казанские купцы разорялись из-за грандиозных балов, Как жили татарские и русские "бизнесмены" в старой Казани?, Екатерина II считала Казань столицей большого царства, Медведев раскрутил казанский театр, На дне Кабана есть затопленный город?, Гопники оккупировали Казань после революции, Тукаю мешали творить женщины легкого поведения, Здание церковно-приходской школы XVIII века принадлежит детскому саду, В начале ХХ века Каримовы завалили Казань книгами, В XIX веке мусульманские школы имели свои доходные дома, В начале 90-х Казань "получила люлей" от цыган.