Здание церковно-приходской школы XVIII века принадлежит детскому саду

Раис Сулейманов: Мы перед домом известного врача, натуралиста и историка Карла Фукса (на фото слева, ул. Московская, 58), построенного в стиле классицизма в начале XIX века. Тогда Фукса пригласили преподавать в Казанский императорский университет из Германии. Дом ученого был едва ли не самым дорогим на Московской улице: "каменный с куполом, на первом этаже устроены три торговые лавки, неподалеку возведен деревянный флигель", – так описывается жилище профессора в архивных документах. Фукс пользовался большим уважением у мусульманского населения. К нему шли лечиться татарские купцы, которые также позволяли профессору врачевать своих больных жен.

Буквально сразу же после смерти Фукса в 1846 году, его супруга Александра Апехтина продала дом казанскому купцу Ерлыкину. Со стороны улицы Камала торговец поставил массивные ворота, а в 1851 году особняк реконструировали по проекту казанского архитектора Александра Песке.

От церкви уцелела только колокольня

Р.С.: Эта колокольня – все, что осталось от церкви Московских Чудотворцев (на фото справа, ул. Московская, 39).

Каменное здание было построено в 1739 году вместо деревянной постройки 1663 года.

Церковь имела маленький приход (около 80 человек), который составляли малочисленные православные Старотатарской слободы.

В 1898 году у ограды храма была выстроена часовня в память императора Александра II, сохранившаяся до наших дней.

А здание, в котором жил причт и работала церковно-приходская школа, сейчас принадлежит детскому саду.

В конце XIX века казанские купцы уступали иностранцам по качеству

Р.С.: Мы перед доходным домом, который в конце XIX века принадлежал молодому и невезучему купцу Султанабдулгазизу Усманову (на фото справа, ул. Московская, 38). За несколько лет он умудрился потерять фабрику по производству тканей и мыловаренный завод. К середине 90-х годов XIX века годовой оборот его капитала падает в 20 раз. Из-за чего купцу приходится избавляться от родовой усадьбы и ряда доходных домов ради того, чтобы хоть как-то удержаться на рынке. Но увеличение мыловаренных котлов и производства тканей только усугубило ситуацию – его продукцию никто не брал из-за низкого качества. В конце-концов купец закрыл все свои производственные цеха.

В конце XIX века в таком положении оказались многие казанские купцы, прежде экономившие на закупке нового оборудования. Более того, наши купцы не могли конкурировать с иностранцами не только на внешнем, но и на внутреннем рынках, значительно уступая по качеству.

В рамках рубрики "Прогулки по старой Казани" читайте на портале ProKazan.ru: В XIX веке казанские купцы торговали контрабандой, Казанская недвижимость начала дорожать в XIX веке, С XVI века татары и русские дрались на Кабане, Казанские купцы разорялись из-за грандиозных балов, Как жили татарские и русские "бизнесмены" в старой Казани?, Екатерина II считала Казань столицей большого царства, Медведев раскрутил казанский театр, На дне Кабана есть затопленный город?, Гопники оккупировали Казань после революции, Тукаю мешали творить женщины легкого поведения.