Казанские эксперты ответили на вопрос: зачем пациентов "пускают по кругу"?
Участники круглого стола
Денис Лурье - Наталья Чернышева Гульнара Развиева
травматолог, ген.директор мед- заместитель главврача
общественный деятель. центра "Медикал по развитию РКБ №3
Он Групп"
Место проведения круглого стола: Нацбиблиотека РТ
Модератор: Иван Скрябин
Ильяс Нуриев - Эльмира Беляева
директор директор медцентра
"Клиники Нуриевых". "Дар"
"Чрезмерное обследование — это растрата госсредств!"
Наталья Чернышева: Многие жалуются, что в частной клинике их «пустили по кругу». Это ситуация, когда врач дает клиенту десятки направлений на «ненужные», с точки зрения пациента, анализы. Я по-другому рассматриваю этот вопрос: многоплановый осмотр помогает специалисту ничего не упустить.
Порой, не хватало одного анализа, чтобы поставить верный диагноз и избежать последствий. Частные клиники обязаны обследовать больного полностью и сразу. Если мы не проведем до конца обследование и не поставим диагноз, а после у клиента возникнут осложнения — он легко может подать на нас в суд за не проведенную вовремя диагностику...
Ильяс Нуриев: Рассмотрим, как такая ситуация отработается в госучреждении. Есть предболезненные состояния, когда нельзя сказать, что человек здоров, но и до «больного» по госстандартам «не дотягивает». Если врач будет дополнительно обследовать пациента (как в частной клинике) - это будет считаться растратой гос.средств... Поэтому в гос.больницах чаще можно услышать: вы здоровы... Словом, в хорошей клинике, корень такой гипердиагностики— не способ «заработать на клиенте», а безопасность его самого.
"Бесплатной медицины не будет!"
Денис Лурье: Государственая больница сегодня тоже имеет право и в большом количестве оказывает платные услуги. Конечно, люди не согласны с этим, пациент считает, все, что находится в муниципальной больнице — это государственное, и должно быть бесплатным. Он не задумывается, что больница сама закупила оборудование и сейчас его окупает.
Наталья Чернышева: Но в большинстве случаев техника действительно приобретается за счет бюджетных средств — и по второму кругу зарабатывать на пациентах больницы не имеют права...
Денис Лурье: В ОМС есть перечень медицинских услуг, которые граждане получают бесплатно, но госучреждения предлагают такие услуги, которые там не прописаны, а, значит, они могут быть платными. Очень часто люди этого просто не понимают.
Эльмира Беляева: Тенденция развития гос.медицины сейчас: почти все муниципальные больницы переводят в автономные некоммерческие организации (АНО). Как они будут зарабатывать?
Ильяс Нуриев: За счет платных услуг. И с этого момента станут конкурентами частных клиник.
Денис Лурье: Преимущество частных клиник — пациент может легко записаться на прием к специалисту.
Ильяс Нуриев: Сейчас и в частные клиники попасть сложно — не хватает ресурсов. С введением электронной очереди получить помощь в гос. клинике бывает проще.
Гульнара Равзиева: Такие новшества снижают количество людей, ожидающих приема. В Татарстане система работает в Казани и Нижнекамске. Затем будет везде.
Почему в госбольницах нет сервиса
Наталья Чернышева: Система работы врача в гос.клинике: за время приема я должна выслушать жалобу, провести осмотр, поставить диагноз, рекомендации, все записать в карточке... Если я этого не сделала - деньги за пациента не получу. Оплата — по количеству. На прием — максимум 16 минут. Но не потому, что я плохой врач. Условия работы таковы. И так изо дня в день. И другая ситуация: я — врач платной клиники, моя задача — не количество. С пациентом у меня — не конвейер, а «отношения». Я могу подробно объяснить причины, симптомы болезни, предупреждать какие-то ситуации...
Денис Лурье: 90% населения лечатся в государственных клиниках, поэтому когда мы говорим о нехватке времени у врачей, нужно понимать: такое количество пациентов врач физически не сможет обслужить качественно. В советских клиниках не было «отрезанного» времени на прием, плана у экстренных служб. Раньше награждали за то, чтобы не было травматизма, а теперь, получается, боремся за то, чтобы он был — план как-то нужно выполнять.
Гульнара Равзиева: И при всей загруженности врача госклиники, его зарплата — в пять раз ниже зарплаты в частной больнице. Поэтому сегодня врачи стараются работать на несколько «фронтов» сразу.
Вообще в профессию врача идут дети из обеспеченных семей - молодым людям нужно где-то брать деньги на годы обучения, плюс минимум пять лет после вуза. Пока ты не заработаешь себе стажа и имени, хороших денег не получишь. Сегодня 87% выпускников КГМУ не работают в медицине... Зато опытные врачи на рынке — нарасхват.
Кому доступны платные медуслуги?
Эльмира Беляева: Почти всем жителям Казани. В клинике могут лечиться люди со средним достатком, пенсионного возраста. И, парадокс, пациенты с высоким достатком, напротив, не торопятся платить за услуги — хотят лечиться через знакомых, бесплатно... либо за границей.
Денис Лурье: За границей лечиться не лучше, чем в России. Там хорошо своим: другая система здравоохранения. В Израиле бесплатное лечение, но люди ежемесячно платят взносы, за счет которых и лечатся. В США ситуация другая, предоставляются хорошие условия для лечения, но страховка неспособна покрыть все эти затраты.
Гульнара Равзиева: В Голландии запрещена реклама частных центров, но пациенту без разницы куда обращаться - лечение всегда оплачивает страховая компания.
Денис Лурье: И мы уже идем к коммерческой системе здравоохранения, но даже это не позволит нам решить все накопившиеся проблемы.
Почему министр здравоохранения РФ — не врач, а экономист
Ильяс Нуриев: Современная реформа здравоохранения уже несет в себе ряд противоречий, медицинское сообщество указывает на это, но... Государство снижает затраты на здравоохранение, переводит госучреждений в АНО, вводит в них платные услуги. В итоге, частная медицина выполняет те задачи, которые должно решать государство...
Сегодня же конкуренция на рынке платных услуг Казани не настолько высока. Руководители большинства клиник — это врачи-специалисты, а не профессиональные менеджеры-управленцы. Если конкуренция слабая, то решения можно принимать интуитивно - рынок простит, при серьезной конкуренции главное - рыночные расчеты. Зато министр здравоохранения РФ — экономист. Слишком много проблем в источниках финансирования этой сферы. На уровне страны думают уже не о качестве, а о финансовых проблемах системы. Во главе угла экономические выгоды.
Только цитаты:
Гульнара Равзиева: 87% выпускников КГМУ не работают в медицине.
Ильяс Нуриев: 32 надзорных органа контролируют деятельность частных клиник.
Денис Лурье: Нас ждет "АНОмальная" медицина — и госклиники станут платными.
Наталья Чернышева: В платных и бесплатных клиниках работают одни и те же специалисты.
Эльмира Беляева: Думаю, всем жителям Казани доступны платные услуги