Казанцев оставят без авиаперелетов: перевозчики сокращают рейсы, билеты на оставшиеся могут подорожать на треть
Из-за сокращения направлений авиаперелетов из Казани, их количества и в целом в связи с уходом с рынка Татарстана некоторых авиакомпаний, а так же в случае дальнейшего усугубления ситуации с курсом рубля цены на билеты на самолеты могут подорожать на треть. Такой прогноз озвучил в интервью порталу ProKazan.ru директор агентства AVT-travel Азамат Сабиров.
Напомним, ранее портал ProKazan.ru сообщал, что с конца прошлого года у авиакомпаний, осуществляющих перевозки в Татарстане, стали возникать финансовые проблемы, в связи с чем были прекращены рейсы по некоторым направлениям.
Хронология отмен авиаперелетов
Так 17 декабря 2014 года "Альфа-банк" потребовал приостановить полеты авиакомпании Utair.
Суд наложил арест на имущество дочерней компании UTair, в числе которого находятся автобусы, ленточные транспортеры, водозаправочные машины и легковые автомобили.
21 декабря "Трансаэро" пригрозила приостановить полеты, если не получит помощи от государства и банков.
На следующий день стало известно, что власти согласились поддержать "Трансаэро" и "ЮТэйр" субсидиями и госгарантиями.
- На данный момент рейсы Казань-Москва и Москва-Казань не осуществляются, - сообщили корреспонденту портала ProKazan.ru в справочной Utair. - Рейсы отменены до 29 марта этого года. Информацию о причинах прекращения рейсов мы предоставить не можем.
13 января стал последним днем, когда авиакомпания "Ак Барс Аэро" осуществляла авиаперевозки. Сообщалось, что в апреле она может возобновить полеты, однако пока свои самолеты "Ак Барс Аэро" планирует сдавать в аренду другим компаниям.
А вот от новеньких судов Cessna-208B/EX Grand Caravan, которые были закуплены специально для авиаперевозок по ПФО осенью 2013 года, компания намерена избавиться путем переоформления договоров лизинга.
Кроме того, и европейский авиаперевозчик Finnair на днях принял решение временно приостановить полеты по трем российским маршрутам. Рейсы из Хельсинки в Нижний Новгород, Самару и Казань открылись только в конце минувшего лета. Но уже с 1 февраля этого года до 22 апреля они будут временно приостановлены.
- С 23 апреля вступит в силу прежнее расписание: три рейса в неделю по каждому из направлений, - пояснила в эксклюзивном интервью ProKazan.ru Мария Ануфриева, глава представительства Finnair в России. - Это решение связано с общим падением спроса на международные перевозки из России в условиях кризиса.
Пассажирам, уже купившим билеты на отменные рейсы, авиакомпания предлагает перелеты с пересадкой в Москве. Те, кого такой вариант не устроит, смогут получить обратно деньги за билет. При этом Finnair заверила, что рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга будут выполняться без изменений.
Сегодня стало известно о том, что компания Utair прекращает авиасообщение между Казанью и Москвой (а также некоторыми другими городами России).
Причины и перспективы
Cобственный источник ProKazan.ru официальный представитель Cessna Aircraft в России Александр Евдокимов, генеральный директор компании "Джет Трансфер", поставлявший самолеты в Казань, сообщил, что до момента, как наш корреспондент обратился к нему за комментарием, ничего не знал о планах татарстанского авиаперевозчика.
- О возврате речи не было, никто не обращался — сказал Александр Евдокимов. - По поводу передачи самолётов не знаю пока что будет. Вероятно, кризис. Трансаэро, Сибирь, Ютэйр - у всех проблемы с лизингом, потому что он в долларах, а выручка у авиакомпаний осталась в рублях. Проблема… Но вернуть эти самолеты Цессне уже невозможно. Лизинговой компании – вероятно, возможно. В договоре описан такой вариант: возможность вернуть суда без возврата ранее выплаченных денег.
В то же время генеральный директор компании "Джет Трансфер" заметил, что экономическая ситуация непонятна, и остается только надеяться, что с авиабизнесом всё будет хорошо.
- С другой стороны, Караван очень экономичная машина, - подчеркнул Александр Евдокимов. - Как раз в такое время и надо работать на них.
По мнению директора агентства AVT-travel Азамата Сабирова, причины выхода из игры у авиакомпаний разные. В случае с Finnair это бизнес-план, в который не было заложено такое резкое изменение курса валют, а кроме того не были предусмотрены какие-либо интересные для потребителей маркетинговые предложения. "Ак Барс Аэро" сильно тянули ко дну именно региональные перевозки на одномоторных маленьких Cessna.
- Самостоятельно авиакомпания с федеральными перевозками справиться не в силах, - говорит Азамат Сабиров. - Такие программы существуют за счет госсубсидий. Но ведь авиакомпания еще должна и зарабатывать деньги, и содержать эти суда, и выплачивать зарплаты, а так же обслуживать аэропорт в Бугульме.
Кто и как будет летать?
По словам директора агентства AVT-travel Азамата Сабирова, международных рейсов казанцам и жителям республики, даже с учетом ушедших с рынка авиаперевозчиков, будет достаточно. Крупные российские компании, оставшиеся на рынке, способны не только справиться с пассажиропотоком, но и даже имеют резерв для введения дополнительных рейсов. Однако в любом случае ситуация скорее всего негативно скажется на стоимости перелетов.
- В авиаперевозках, в первую очередь, стало заметено снижение пассажиропотока, - пояснил он. - Но, несмотря на то, что сейчас цены на билеты находятся на нормальном соответствующем уровне, думаю, вполне можно ожидать, что в ближайшей перспективе они могут подняться процентов на 30. Причем как на авиаперевозки, так и на железнодорожные, поскольку рынок чувствует ситуацию и не упускает случая воспользоваться ей.
Азамат Сабиров полагает, что в случае выравнивания курса российской валюты, Finnair может снова вернуться в Татарстан, а межрегиональные авиаперевозки обязательно должны быть поддержаны государством и возобновлены, поскольку увеличивают пассажиропоток в Казань из ее ближайших городов и соседних регионов, обеспечивая дополнительный приток пассажиров и на международные рейсы.
При этом в пресс-службе аэропорта "Казань" корреспонденту ProKazan.ru сообщили, что февраль-март — это, традиционно, сезон более низкой сезонной активности авиаперевозок. А по сравнению с декабрем 2013 года (1236 самолетовылетов) в минувшем декабре (1275 самолетовылетов) было осуществлено даже на 3,2 процента больше перелетов, чем в 2013 году.
- На работе аэропортового комплекса исключительно краткосрочно может сказаться только внезапное прекращение полетов авиакомпании по ряду маршрутов, - сказала Виктория Назарова, специалист по связям с общественностью ОАО "Международный аэропорт "Казань".
- Обращаем внимание, что рынок авиаперевозок жестко конкурентен. Один из базовых критериев для авиакомпаний — наличие пассажиропотока. Если есть пассажиропоток, то конкурирующие авиаперевозчики активно стремятся занять нишу по тому или иному направлению. Так, в декабре 2014 года авиакомпания Аэрофлот ввела дополнительный, шестой рейс из Казани в Москву. Это одно из регулярных направлений авиакомпании "Ак Барс Аэро".