Экологично, но неэкономично. Чем отличается новый электробус от имеющихся автобусов и троллейбусов?

На прошлой неделе мэрия Казани сообщила о том, что по улицам города в тестовом режиме начал курсировать первый электробус. Первым, кто оценил на себе всю прелесть экологичного транспорта стал мэр Казани Ильсур Метшин. Прокомментировал он это так:

Мы очень много думаем о том, как улучшить экологию города. Электрический транспорт – номер один в этом вопросе, потому что 75% загрязнения воздуха дают автомобили. Сейчас многие наши автобусы работают на газомоторном топливе. Надеемся, что от НефАЗов дорастем до электробусов.

Своим ответом мэр дает понять, что приоритетом для развития города является экологическая составляющая. И очень важно, что введение электробусов подразумевает замену именно автобусам, а не троллейбусам.

Так что же такое электробус?

В каком-то роде электробус - это что-то среднее между автобусом и троллейбусом. Однако, основное отличие от автобуса - в том, что он преимущественно работает на электроэнергии. А от троллейбуса - в том, что получает он энергию не напрямую от проводов, а от емкой батареи, которую, как правило, заряжают в парках или на зарядных станциях.
Есть еще и электробусы со способом зарядки ночью, а также с динамической подзарядкой во время езды. Но в нашем случае будет использоваться вариант с зарядными станциями. Он более простой, экономичный и его легче интегрировать в уже имеющуюся троллейбусную сеть. За 10-15 минут такая станция позволяет зарядить электробус до 70%, а самих батарей хватает примерно на 50 километров. Подобные зарядные станции, кстати, используются и в Москве, где в данный момент ездят более полутысячи точно таких же электробусов.

Плюсы и минусы электробуса.

Плюсы:
1) Экологичность. Мэр уже сказал, что это - главный плюс электробусов. Правда здесь не все так просто.
Ведь электробусы ездят за счет аккумуляторных батарей, а их утилизация может обойтись природе намного дороже, нежели сумма всех выхлопов жизненного цикла одного автобуса. Но пока никто не придумал, как правильно и экологично утилизировать батареи, их просто складируют. Так что все-таки запишем это в плюс.
2) Бесшумность. Да, даже по сравнению с троллейбусами они бесшумны.
3) Мобильность и срок службы. Под мобильностью подразумевается отсутствие привязки к сетям, а срок службы одного электробуса в среднем на 3-5 лет больше, чем у автобуса и троллейбуса.
Минусы:
1)Трата времени на зарядку. Подзарядка в 10-15 минут фактически означает, что полезное время электробуса в день будет почти на час меньше, чем у автобуса или троллейбуса. В итоге на обслуживание маршрута с той же частотой потребуется больше машин.
2)Цена. Электробус - недешевое удовольствие. И дело даже не в том, что себестоимость одного такого экземпляра обойдется в 2 раза дороже троллейбуса. Стоимость обслуживания зарядной станции несоизмерима с расходами на поддержание контактной сети.
3)Возможность разрядки во время пути. На дороге может произойти абсолютно любая ситуация, от пробки до жуткого мороза. И что делать водителю в таком случае? Непонятно.

Перспективы электробусов в Казани

Сам факт закупки и постепенного перехода к электробусам заслуживает внимания. Но нужно понимать, если в Казани делают основную ставку на экологичность, то электробус должен стать заменой автобусу, а не троллейбусу. Потому что на бумаге сейчас есть два пути - путь Москвы и путь Санкт-Петербурга.
В Москве полностью уничтожили троллейбусы, а в Петербурге сумели интегрировать одно в другое, расширив при этом сеть маршрутов. Какой путь выберет Казань, покажет время.