Своим ответом мэр дает понять, что приоритетом для развития города является экологическая составляющая. И очень важно, что введение электробусов подразумевает замену именно автобусам, а не троллейбусам.
Так что же такое электробус?
В каком-то роде электробус - это что-то среднее между автобусом и троллейбусом. Однако, основное отличие от автобуса - в том, что он преимущественно работает на электроэнергии. А от троллейбуса - в том, что получает он энергию не напрямую от проводов, а от емкой батареи, которую, как правило, заряжают в парках или на зарядных станциях.
Есть еще и электробусы со способом зарядки ночью, а также с динамической подзарядкой во время езды. Но в нашем случае будет использоваться вариант с зарядными станциями. Он более простой, экономичный и его легче интегрировать в уже имеющуюся троллейбусную сеть. За 10-15 минут такая станция позволяет зарядить электробус до 70%, а самих батарей хватает примерно на 50 километров. Подобные зарядные станции, кстати, используются и в Москве, где в данный момент ездят более полутысячи точно таких же электробусов.
Плюсы и минусы электробуса.
Плюсы:
1) Экологичность. Мэр уже сказал, что это - главный плюс электробусов. Правда здесь не все так просто.
Ведь электробусы ездят за счет аккумуляторных батарей, а их утилизация может обойтись природе намного дороже, нежели сумма всех выхлопов жизненного цикла одного автобуса. Но пока никто не придумал, как правильно и экологично утилизировать батареи, их просто складируют. Так что все-таки запишем это в плюс.
2) Бесшумность. Да, даже по сравнению с троллейбусами они бесшумны.
3) Мобильность и срок службы. Под мобильностью подразумевается отсутствие привязки к сетям, а срок службы одного электробуса в среднем на 3-5 лет больше, чем у автобуса и троллейбуса.
Минусы:
1)Трата времени на зарядку. Подзарядка в 10-15 минут фактически означает, что полезное время электробуса в день будет почти на час меньше, чем у автобуса или троллейбуса. В итоге на обслуживание маршрута с той же частотой потребуется больше машин.
2)Цена. Электробус - недешевое удовольствие. И дело даже не в том, что себестоимость одного такого экземпляра обойдется в 2 раза дороже троллейбуса. Стоимость обслуживания зарядной станции несоизмерима с расходами на поддержание контактной сети.
3)Возможность разрядки во время пути. На дороге может произойти абсолютно любая ситуация, от пробки до жуткого мороза. И что делать водителю в таком случае? Непонятно.
Перспективы электробусов в Казани
Сам факт закупки и постепенного перехода к электробусам заслуживает внимания. Но нужно понимать, если в Казани делают основную ставку на экологичность, то электробус должен стать заменой автобусу, а не троллейбусу. Потому что на бумаге сейчас есть два пути - путь Москвы и путь Санкт-Петербурга.
В Москве полностью уничтожили троллейбусы, а в Петербурге сумели интегрировать одно в другое, расширив при этом сеть маршрутов. Какой путь выберет Казань, покажет время.