Пилот рейса "Казань - Хельсинки": "В момент посадки можно заглянуть в кабину и поздороваться"

18 августа финская авиакомпания "Finnair" начинает регулярные прямые рейсы в Казань. Три раза в неделю на самолете Embraer E90 можно будет "сгонять" в Хельсинки за два с половиной часа и обратно. Накануне этого события мы встретились с пилотом авиакомпании Томи Терво и поговорили о самолетах, полетах и, как ни странно, приметах.

- Томи, вопрос, который чаще всего задают пассажиры: "Слышно ли вам в кабине, как хлопают пассажиры в салоне самолета при посадке?". Как вы относитесь к этой традиции?

- Думаю, что эта традиция идет на убыль. Обычно пассажиры не хлопают, наверное, потому, что большинство людей летает очень часто и уже привыкло к полетам. Редкие исключения – это пассажиры чартерных рейсов, летящие в отпуск, они иногда хлопают, плюс наш особенный рейс на прошлой неделе, когда известный финский репер Cheek выступал прямо на борту самолета. Толпа была на таком эмоциональном подъеме, что они хлопали и кричали, в ответ не только на выступление артиста, но и на все наши объявления и при посадке… Пилотам забавно и приятно слышать, если кто-то хлопает, но по правде говоря, мы уже этого не ждем.

- Фотографируете ли вы в кабине города с высоты птичьего полета?

- Этим не занимаются все, но я делаю это довольно часто. Мне нравятся все те чудесные вещи, которые можно увидеть сверху.

- Бывали ли в вашей практике нештатные ситуации?

- В карьере каждого пилота бывали нештатные ситуации, но они редко бывают действительно серьезными. Например, мы считаем столкновение самолета с птицей или болезнь пассажира на борту нештатной ситуацией, о которой должно быть доложено соответствующим образом. За всю мою 16-летнюю карьеру я ни разу не сталкивался с несчастными случаями или действительно опасными ситуациями. Они чрезвычайно редки. Полеты очень безопасны в наши дни. (На фото - огни святого Эльма - прим. автора интервью)

- А курьезные ситуации?

- О, множество. Я даже все не вспомню. Юмор – это хорошая часть жизни. То, что мы относимся к своей работе серьезно, вовсе не значит, что мы не можем пошутить в кабине. Например, услышать, что кто-то делает объявление для пассажиров, но случайно использует для этого диспетчерскую частоту – это немного смешно.

- Существуют ли и у пилотов свои профессиональные приметы?

- Думаю, что нет. Мы не из тех людей, кто верит в приметы. Мы верим в факты и стараемся быть практичными.

- Часто ли в кабину самолета пытаются проникнуть пассажиры?

- Они бы хотели увидеть кабину, но поскольку во время полета это запрещено, они проявляют большое уважение к этому правилу. В момент посадки или высадки кто-то может быстренько заглянуть и поздороваться. Это разрешено.

- Есть ли на борту пассажирских самолетов парашюты?

- Нет, их нет. Они им не понадобятся.

- Какие самолеты надежнее и безопаснее: отечественные или зарубежные?

- Все самолеты надежны и безопасны, вне зависимости от места производства. Если говорить на эту тему, я бы сказал, что чем новее самолет, тем он безопаснее. В новых самолетах обычно используются самые современные технологии, что часто повышает уровень безопасности.

- Наверняка, приходилось летать обычным пассажиром. Каково это для пилота? Наслаждаетесь полетом или невольно анализируете работу другого экипажа?

- Мне нравится быть пассажиром, когда у меня есть такая возможность. По правде говоря, я обычно просто стараюсь расслабиться и заниматься своими делами во время полета. Сплю, читаю хорошую книгу и т.д. Я не отслеживаю, как работает другой экипаж. Я знаю, что они знают, что делают.

- Смотрите ли вы фильмы-катастрофы или остросюжетные фильмы про самолеты?

- Я редко смотрю фильмы. Конечно, я видел остросюжетные фильмы про самолеты, и мне они кажутся немного забавными, потому что они обычно далеки от реальности в том, что касается фактов и подробностей. Да, я знаю, что в кино всегда есть этот момент – «о боже, мы все умрем!» - который всегда наступает неожиданно. Меня радует, что в реальной жизни на борту все происходит совсем не так.