Портал ProKazan.ru побывал на Аэродроме Балтаси и побеседовал с Ириной Гайнуловой, спортсменкой-планеристкой из Казани, которая рассказала о всех сложностях этого спорта и о том, как навыки планериста могут пригодиться в жизни.
Как вы попали в планерный спорт?
- В спорт попадают те, кого привели друзья. У меня тоже был товарищ, мы вместе учились в КАИ. Его, в своем время, тоже привел кто-то из друзей. Он рассказывал мне: «Я летаю на планерах. Там так здорово». Предлагал присоединиться, показывал много видеороликов. После некоторого времени я ему сказала: «Что ты мне все показываешь и рассказываешь — веди!». Он привел меня в аэроклуб, я начала с теории и потом перешла к полетам.
Ваши родители не были против такого занятия?
- Честно говоря, родителям я сказала только после того, как начала заниматься. Мама у меня трус жуткий, она дорогу-то только за ручку переходит, поэтому ей сразу сообщать было опасно. А папа меня поддерживал всегда.
А как проходят соревнования по планерному спорту?
- Есть отдельный специалист, который придумывает задание в зависимости от погодных условий и рельефа. Есть вариант через заданные области. Есть и вариант классической гонки, когда кто первый прибыл к финишу, тот и победил. В соревнованиях побеждает тот, кто при полете делает меньше ошибок.
Оцепляют всех на одинаковой высоте, а так как у планериста нет двигателя и нет тяги, спортсмену приходится использовать только свои навыки и знания, выстраивать определенную стратегию. Когда ты взлетаешь и у тебя есть задание, это круче шахмат, потому что нужна тактика.
А какими качествами должен обладать спортсмен-планерист?
- Человек должен быть спортсмен в душе, но не перегибать палку. Обязательно должно быть желание. Многим людям необходимо прямо заболеть этим. Быть больными небом.
Те, кто приезжает полетать и покататься раз-два с инструктором, не возвращаются. А вот именно те, кто смог вылететь самостоятельно, ощутил прелесть самостоятельного полета, начинают болеть этим. Обязательно нужно попробовать, чтобы понять.
Как мы поняли, чтобы быть планеристом, нужны глубокие знания во многих областях. Помогают ли вам полученные знания в обычной жизни?
- Планерист, например, должен знать метеорологию. Это оказалось полезным навыком и в жизни. Раньше я даже не задумывалась о многих вещах, например, я не понимала, зачем в прогнозе погоды женщины показывают на какие-то циклоны. Зачем? Я в эти моменты думала: «Вы мне просто скажите, сколько завтра градусов будет, что мне надевать?». А теперь я понимаю. Знаю, где искать информацию о погоде и пользоваться ею. Я стала по-новому смотреть на облака, когда как раньше смотрела на них как на кусочки ваты. Могу сказать, примерный "возраст" облака и откуда оно пришло.
А можно ли на планере летать в дождь?
- Тут все зависит от того, какой дождь. Если сыро, весь день льет, то конечно, не полетишь. Но если дождь слабый и кратковременный, то почему бы и нет. В плохую погоду можно отрабатывать полеты по кругу, чтобы оттачивать мастерство взлета и посадки. Это, кончено, не спортивный полет, парения нет, но для отработки — отлично. Для каждой техники полета своя погода.
Вы летали в разных рельефах и местностях. Было ли место, которое по своей красоте с высоты полета запомнилось больше всего?
- Каждая местность она по-своему притягательна. Например, мы были во Владикавказе этой весной на сборах, там летали в горах. Это умопомрачительно, могу я вам сказать. Все настолько отличается от тех полетов, которые мы проводим здесь.
В Новосибирске тоже равнина, как и у нас, но там влияние ветров сильное. У них бывает очень хорошие условия для полетов.
За рубежом условия для полета везде отличные. Например, в Италии горы. Но в той местности, где я была — это не такие хребты как у нас, это небольшие горы, которые тоже добавляет колорита.
Сказать, что какое-то место запомнилось больше всего не могу, потому что каждая площадка запоминается по-своему. Большинство людей восхищают именно полетами в горах, потому что изучать до конца их просто невозможно. Привлекает и возможность подняться выше облаков.
Во время первого полета садятся, берут два телефона в руки и начинают снимать видео. Другие сидят и на высоте начинают делать селфи
А как ведут себя во время полета те, кто пришел полетать с инструктором в первый раз?
- По-разному, у всех индивидуальная реакция на это. Одни садятся, берут два телефона в руки и начинают снимать видео. Другие сидят и на высоте начинают делать селфи, только потом понимают, что под ними такая красота. Были и те, кто очень пугался того, что во время поворота планер очень сильно наклоняется.
А какая максимальная высота, на которую может подняться планер?
- Чем выше облака, тем выше может подняться планер. Поднимаются даже выше гор, но я не знаю, насколько тепло нужно одеться, чтобы в горах подняться так высоко, - смеется Ирина Гайнулова.
Летать на планере безопаснее, чем ездить на машине
Насколько безопасен планерный спорт?
- Это безопаснее, чем ездить на машине. Но на посадку в планере только один шанс, нет возможности пойти на второй круг.
Вообще, те, кто переходит на другую авиацию, пересаживаются на самолеты, например, более надежные, потому что получили опыт полетов на планере. Этот человек никогда не растеряется, если шум мотора вдруг остановится. А многие самолетчики без такого опыта, с которыми я общалась, боятся таких ситуации, говорят: «Не дай бог!». Во-вторых они знают, как вести себя в критической ситуации, за счет знаний аэродинамики.
Какие несчастные случаи возможны для этого вида спорта?
- Сложно сказать, вообще ситуаций мало. Если говорить о том, что может заклинить в системе управления, то есть техники, которые стараются не допустить такого, проверяют перед полетами все оборудование. Если были такие несчастные случаи, то их один на миллион.
Бывают ли какие-то проблемы с птицами, которые врезаются в кабину или другими способами мешают полету?
- Зачастую бывает так, что наоборот, птицы летают с нами. А парящие птицы вовсе помогают нам найти нужный поток. Например, летишь, ищешь поток, не можешь найти, а потом смотришь, птицы парят, туда и летишь. Либо наоборот, летаешь, а тут к тебе орел пристраивается и летает вместе с тобой.
Но, бывают ситуации, когда птицы не очень уважают нашу технику, оскорбляются и делают нехорошие дела пока планера стоят на стоянке. А есть еще вид очень наглых птиц, они садятся на крыло, пытаются клюнуть аппарат или пикировать, но вреда никакого не наносят.
В каком состоянии лучше заниматься полетом на планере: сытым или на голодный желудок?
- Вопрос актуален для тех, кто летает на дальние расстояние. Потому что ты улетаешь на несколько часов и в полете и у тебя нет возможности ни поесть, ни сходить в туалет.
Во-первых, голодным летать нельзя, потому что маршрутный полет — это перегрузка для организма. Если бывает плохо даже от того, что на голодный желудок пошел в душ, то что говорить о полете. Сразу покушав можно сесть на планер, но все зависит от организма, будет ли укачивать или нет. Чаще всего люди заранее кушают и берут с собой что-нибудь в полет, в основном сладкое, потому что оно перебивает аппетит, плюс помогает работе головного мозга. Подойдет шоколад, финики, орехи и в обязательном порядке вода.
Раньше планерный спорт был очень популярен
Многие ли путают понятие планер и параплан?
- Чаще путают те, кто не знает, что конкретно хотят. Они начинают представлять себе парашюты, дельтапланы. Приходится рисовать и объяснять на пальцах. Это очень обидно, не за себя, а за спорт в целом. Раньше планерный спорт был очень популярен.
Ваш супруг также занимается планерным спортом, а появляется ли желание у детей пойти по стопам родителей?
- Старшая дочь мне уже говорит, я буду летчиком, как папа и мама. Я думаю, мы против не будем.
А было ли желание у вас пересесть на самолет или даже вертолет?
- Ради интереса и ознакомления иногда появляется желание, а вот так, чтобы взять и поменять — нет. Это как с автомобиля с механической коробкой передач, пересесть на коробку-автомат.