Ветеран-афганец имеет право на жилье, но вынужден жить с семьей в 12 «квадратах»
50-летний Газинур Садриев – ветеран боевых действий в Афганистане. С семьей из четырех человек он живет в комнатушке площадью 12 «квадратов». Хотя по закону имеет право на квартиру.
Служба в Афганистане
В Афганистан Газинур Садреев попал 19-летним мальчишкой. Служил на заставе, охранял дорогу и трубопровод, неделями стоя под проливным дождем. Пока не уволился.
Афганская война — военный конфликт между правительственными силами Афганистана при поддержке СССР с одной стороны и вооруженными формированиями моджахедов с другой. Термин подразумевает традиционное обозначение для периода военного участия Советского Союза в 1979-1989 годы. Фактически же конфликт начался в 1973 году и продолжается по сей день.
Право на жилье
О своем праве на квартиру Газинур Садреев узнал только в 2002 году и тут же встал в очередь. Сейчас его по- зиция в списке участников военных действий – 40. В общей очереди Приволжского района – переваливает за 3500.
– Очередь продвигается очень медленно, то на 1 пози- цию, то на 2. Только в один год было такое, что продвинулись на 13 позиций. Еще однажды за год было 9 продвижений. И куда жаловаться? Если жаловаться, еще хуже только будет. Поэтому я просто жду и верю, что все еще может измениться, – рассуждает Садриев.
По три квадратных метра на человека
В крохотной комнате, где проживает вся семья Сад- риевых, один небольшой диван, шкаф, в который не влезает весь гардероб, типичная стенка начала двухтысячных и холодильник. Телевизор стоит сверху на удлиненной тумбочке. Повсюду вещи, которые некуда деть. Каждое утро взрослые дочери просят отца подожза дверью, чтобы иметь возможность элементарно одеться.
– Сколько уже можно ждать? – возмущается дочь Газинура Эльмира Садриева. – Мы уже успели вырасти, но ничего не изменилось. Участникам телешоу у нас раздают квартиры, хотя они даже в очереди не стоят, а те, кому квартира положена по закону, могут ее и не дождаться!
Исполком: все в порядке очереди
За комментарием мы обратились в Исполком Казани. Там нам ответили, что Газинур Садриев как участник боевых действий в Афганистане числится и в общей очереди, и в льготной – среди участников боевых действий. Однако деньги на квартиры выделяет федеральный центр.
– Жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. В соответствии с ФЗ, обеспечение жильем ветеранов боевых действий проходит за счет средств федерального бюджета. Садриев включен в список граждан-получателей субсидии на приобретение жилья, но субсидия предоставляется по мере поступления денег из федерального бюджета. Решение жилищного вопроса возможно только в порядке очередности.
В Татарстане проживают более 28 тысяч ветеранов боевых действий, которые принимали участие в боевых действиях в Афганистане, Вьетнаме, Анголе, Сирии, Чечне, Дагестане, Южной Осетии проживают в Татарстане. 456 татарстанцев погибли в войнах, их них 261 человек, - в Афганистане и 175 на Северном Кавказе
«У республики нет возможности»
Заместитель председателя республиканского Союза ветеранов Ефим Вайнер подтвердил: формально афганцы приравнены к ветеранам ВОВ, однако при распределении субсидий деньги им выделяются по остаточному принципу.
– Те, кто является участником Великой Отечественной войны, обеспечены жильем – это было указание Владимира Путина. Но участники локальных войн – это другая категория. И очередь продвигается очень медленно. Это зависит от выделений средств из федерального бюджета, республика не имеет таких возможностей. В этой ситуации я могу посоветовать только писать официальный запрос в соцзащиту, выяснить, какая перспектива у него на получение квартиры. Он может написать претензию, что кто-то получил жилье раньше, хотя стоял в очереди позже. Если ответ его не устраивает, он может обратиться к нам или в Союз ветеранов Афганистана.
Стесняются или боятся?
В разговоре Садриев вскользь упомянул важный момент: если жаловаться, будет еще хуже. Мы обратились за комментарием в Общероссийский народный фронт. Там нам сказали, что участники войн в принципе мало обращаются в организацию по защите своих интересов.
– К нам поступает много обращений от льготников, однако ветеранов Афганской войны среди них нет. Возможно, кто-то сталкивается с такими административными препятствиями, что устает бороться. А возможно, они стесняются заявлять о своих правах. В любом случае – кто не борется, ничего не получает, - прокомментировали нам.