Казанцы о новой инициативе Госдумы: "Ерунда! Не все студенты готовы работать по специальности"

До конца 2015 года Госдума может принять поправки к Трудовому кодексу, согласно которым, россияне смогут работать только по специальности. С 1 января 2016 года это коснется государственных и муниципальных учреждений, а с 2020 года закон распространится на всех россиян.

Портал ProKazan.ru провел опрос среди жителей Казани и узнал, как они относятся к этой инициативе.

Айрат Хасьянов, директор Высшей школы ИТИС КФУ:

- С одной стороны, это логичная мера. Государство тратит колоссальные средства на финансирование бюджетных мест (в среднем от 380 тысяч рублей на студента бакалавриата), при этом люди потом не работают по специальности.

Вопрос, конечно, в деталях. В частности, неплохо было бы ввести понятие «излишней квалифицированности», чтобы выпускники вузов не конкурировали с людьми без дипломов за работу продавца в супермаркете. Также вопрос в том, как определить понятие «работы по специальности». Например, работает ли по специальности выпускник экономического факультета КФУ Н.А.Никифоров? Или выпускники юрфака КФУ: многие татарстанские министры, например, Р.А.Шайхутдинов, а также мэр Казани И.Р.Метшин?

Словом, законопроект назрел, но готово ли наше общество к реализации такого законопроекта?

Айгуль Габдрахманова, победитель конкурса "Студент года - 2012" в номинации "Общественник года", финалист-лауреат гран-при конкурса "Студент года - 2013":

- Это нормально, если полностью продумать систему образования. Если готовиться со средних общеобразовательных учебных заведений к профессии, а не так, что пошел туда, куда хватило баллов на бюджет. Чтоб выбор профессии был осознанным действием, причем вполне планомерным, включая пробы и ошибки.

Есть проекты (дет.сад и начальные классы), где дети попадают в макеты производства и сферы услуг и пр., где они пробуют себя в игровой форме в разных профессиях, понимая, что нравится, а что совсем не мое (ОАЭ, к примеру).

Так что если все детально прорабатывать, а не как законопроект ради законопроекта, то было бы хорошо. В любом случае для оценки качественного и количественного результата потребуется время.

Динара Тершукова, коммерческий директор ProKazan.ru:

- Я считаю, что данный законопроект был бы логичен в случае, если бы в вузах учили студентов прикладным знаниям. На практике же учат теории, котрая не применима к реальным условиям рынка.


Независимо от вуза и специализации, начинающий работник не компетентен на рабочем месте и работодателю приходится либо его самостоятельно переучивать, либо контролировать, что соискатель переучился (выучил стандарты, нормы, законы и т.д.), поэтому лично для меня важно не столько то, имеет ли профильное образование сотрудник, сколько его готовность учиться, впитывать знания, реализовывать их на практике. А если обяжут брать только людей с соответствующей специализацией, то это сразу ограничивает выбоку для работодателей.

Так что, надо брать пример с Запада и начинать с корректировки учебных программ.

Алена Липина, студентка 3 курса ИЭУП, юридический факультет:

- Ерунда! Не считаю, что все студенты готовы работать по специальности после пройденного ими пути. Кто-то разочаровался в своей специальности будучи еще студентом. Кто-то обучается этой профессии только из-за того, что больше не удалось куда-то еще поступить.

Да и жизнь у нас меняется каждые 10 минут, и не знаешь, будет ли востребована твоя профессия завтра. Да и к чему это принуждение? Не понимаю. Но студенты явно не поддержат идею.

Максим Прозоров, редактор сайта Bubr.ru:

- Когда я учился в университете, мои преподаватели, очень уважаемые люди, постоянно пытались донести до нас, студентов, одну очень важную мысль:

"Высшее образование - это не какая-то определенная специальность, а система навыков, которые позволяют в дальнейшем самостоятельно получать знания и овладевать различными специальностями в смежных отраслях".

С этой точки зрения абсолютно неважно, какую специальность ты получил в вузе. Главное - насколько хорошо ты овладел методами получения и применения знаний и способен использовать эти методы на практике. Отсюда и мое отношение к этой инициативе - либо авторы законопроекта не учились в вузах, либо у них были плохие преподаватели.