Зависимость - неуверенность в себе: казанский врач о наркоманах и вредной помощи близких
Как вы думаете, почему люди становятся зависимыми? Все время от времени выпивают, но не становятся при этом зависимыми.
- На самом деле, любая зависимость формируется из-за глубокой неуверенности в себе. У многих людей есть мнение, что у человека, который употребляет алкоголь, завышенная самооценка и он не признает проблемы. Это не так. Взрослея, дети начинают заниматься гиперкомпенсацией - стараются получить красный диплом, медаль, чтобы доказать всем вокруг свою состоятельность.
С этими чувстами человек обращается к близким — "В этот раз я все смогу сам, я осознал, это последний раз, я чуть работу не потерял". Для зависимого человека это обращение сродни тому, что он сам себе сознается в своей беспомощности. И близкое окружение принимает эти уговоры и не принимают никаких действий.
Одна из задач реабилитации — признание собственного бессилия, что человек не способен сам контролировать процесс употребления. Зависимость - это изменение сознания для поддержания неустойчивой самооценки, особенно когда человек пьет регулярно. Люди с хорошей самооценкой употребляют и не становятся зависимыми. Нашей первой целью становится осознать, что является тем напряжением, которое заставляет расслабляться таким путем.
Как лечат сложных пациентов, которые уже несколько десятков лет пьют / употребляют?
- Нет простых пациентов. Обычно бывает так: возникла зависимость, н-ное количество лет семья не обращала внимания. Люди ждут, что само пройдет. Пока семья не перестанет оправдывать больного, проблему не решить. Проходит несколько лет, и начинается поиск легких путей - кодировка, препараты, гипноз. Это то, что формирует страх, и при этом происходит обратное. Есть запрет, но желание остается. На время курса человек перестает пить, у него меняется отношение к алкоголю. После него он начинает пить еще больше. А если человек закодировался и параллельно работает с психотерапевтом, семья оказывает поддержку, то ситуация складывается более благоприятная.
Зависимость - это хроническая болезнь, психика может не справиться и есть большая вероятность срыва. Это говорит о том, что человек делает что-то не то. Когда происходит срыв, нужно провести анализ тех причин, которые в его основе. Во время срыва у зависимого нет самосознания, он не понимает, что с ним произошло. После реабилитации человек обретает самосознание, мы помогаем ему понять, на каких чувствах он срывается. Это может быть чувство вины, жалости или обиды.
На сознание мы влияем через самосознание. Человек зависимый не понимает, что он чувствует, не может понять, выразить. В процессе реабилитации у него появляется привычка анализировать чувства. Когда человек принимает зависимость — он меняет образ жизни и окружение. С помощью психотерапевта человек находит реальные инструменты, с помощью которых он может укрепить свои слабые чувства.
Где лечение эффективней - дома или в стационаре?
Если говорить про процедуру детокса, то лечение можно проводить как дома, так и в стационаре. У домашнего лечения есть преимущества — человек не сопротивляется, убедить его легче поскольку он находится в своем окружении. В стационаре же более профессиональная помощь, которая поможет оценить тяжесть зависимости. Если говорить про комплексное лечение, в ходе которого изменяется отношение к алкоголю, то это можно сделать только в стационаре либо амбулаторно. Если человек не выдерживает это лечение и продолжает употреблять между сеансами с психологом, то лечение только стационарное.
Один из участников лечения - это семья. С зависимым живут созависимые - те, кто позволяют ему пить. До тех пор, пока родственники позволяют этому быть - желание не меняется. Когда они ему начинают говорить, что не могут жить с ним из-за его зависимости - человек начинает меняться.
Какой процент людей которые никогда не вовзращаются к проблеме?
- Если даже наблюдать человека год — то это не показатель. Через года 2 — 3 он снова может начать пить. По условной статистике, 65 % сохраняют трезвость в течении года. Если даже человек прошел реабилитацию и у него произошел срыв длительностью в 3 дня, а после срыва он взялся за голову, занялся анализом — то это хороший показатель. Другая ситуация — когда у человека срыв и он занимается самобичеванием. В этом случае он или продолжает дальше пить, или родственники включаются и начинают искать другие методы лечения и клиники. Если у семьи и пациента есть доверие к клинике, в которой проходило лечение, то нужно продолжить лечение там же. Я хочу сказать, что нет волшебной таблетки, как и клиники. Если ситуация повторилась - нужно сделать работу над ошибками.
Какой средний возраст людей,которые к вам обращаются?
- Зависимость молодеет. Были случаи, когда приходили 18 - летние молодые люди, страдающие запоями. При этом, есть и положительная тенденция — люди стараются избегать табака, алкоголя и наркотиков, поскольку это уже не модно. В наше время напряжение от внешних факторов только растет, возникают сложные, смешанные психические расстройства, которых раньше не было, с помошью которых это напряжение снимается. Я верю, что со временем люди станут употреблять все меньше.
Вспомните, какой случай на вашей практике был самый серьезный?
- Каждый случай может вырасти во что - то серьезное, нужно быть готовым ко всему. Лично у меня был случай, когда из жалости молодому наркоману приносили наркотики, чтобы ему было легче. Таким образом родители искупают чувство вины.
Сколько человек вы успели спасти?
- Через клинику "Инсайт" прошло более 60 тысяч человек, а сколько удалось спасти - точно неизвестно. Чтобы человек не умер - наверно очень много, а чтобы перестал пить навсегда, то мы не можем сказать точно. Мы гордимся, что за 12 лет мы менялись и поняли, что основное - это работа с семьей. Сейчас в нашей клинике каждую неделю проходят бесплатные лекции для родственников, также мы расширяем ютуб-канал. Делаем вещи, которые помогли бы людям поддерживать себя самостоятельно длительное время.
Почему вы решили заниматься именно этим?
- Я вообще люблю медицину, люблю помогать людям. У меня это получается и я не планирую менять сферу деятельности. Так здорово, когда человек в нашей клинике избавляется от зависимости. Когда наша клиника открылась, 12лет назад, людям было непонятно что такое реабилитация — были группы анонимных алкоголиков. Они были основаны на взаимопомощи и не прорабатывались психические проблемы человека.
Как вы видите будущее наркологии в целом?
- Мне кажется, что по опыту запада мы отойдем от наркологии и придем к психиатрии. Наркология - это элемент психиатрии. Бывает, что у человека зависимость прошла, а появились другие проблемы. При лечении мы затрагиваем тему ранних детских отношений, чувств. Они лежат в основе любого расстройства. Мы не концентрируемся на одном симптоме.
Более подробную конультацию по вопросу лечения и реабилитации можно получить по телефону 8 800 505 02 74 или на сайте клиники "Инсайт".