Не просто платить, а зарабатывать: как россиян хотят втянуть в модернизацию ЖКХ

PROKAZAN
Статистика говорит о росте доходов и снижении бедности, но реальное благополучие россиян все чаще упирается в коммунальные платежи. Власти начинают ускоренно повышать тарифы, объясняя это износом инфраструктуры. Однако без изменения самой модели финансирования ЖКХ рост цен может не спасти отрасль, а лишь усилить недовольство граждан.
Доходы растут, но ощущение благополучия — не у всех
По данным Росстата, с 2015 по 2024 год среднедушевые доходы россиян увеличились с 30 до 64 тысяч рублей, то есть более чем вдвое. За тот же период индекс потребительских цен вырос на 97 процентов. Формально это означает рост реальных доходов примерно на 16 процентов и почти двукратное сокращение доли бедных — с 13,3 до 7,2 процента.
Однако субъективно многие граждане не чувствуют себя богаче. Причина — структура расходов, где ключевую роль продолжают играть обязательные платежи, прежде всего коммунальные услуги.
Почему тарифы ЖКХ долго сдерживали
В течение девяти лет доля жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах даже немного сократилась — с 10,8 до 10,4 процента. Количество получателей субсидий на оплату ЖКХ уменьшилось более чем вдвое. Это стало возможным потому, что коммунальные тарифы росли заметно медленнее инфляции.
Так, с 2015 года тарифы на газ увеличились на 55 процентов, на электроэнергию и тепло — на 73, на воду — на 87 процентов. Власти сознательно ограничивали рост цен, опасаясь массового социального недовольства, несмотря на рост издержек у поставщиков ресурсов.
Разворот ценовой политики и его риски
В 2024 году ситуация изменилась. С 1 июля тарифы ЖКХ были проиндексированы в среднем на 11,9 процента, а в ближайшие три года их рост может превысить 28 процентов. Это существенно выше прогнозируемой инфляции и грозит новым витком роста цен в экономике.
Такой шаг выглядит противоречиво на фоне жесткой политики по сдерживанию инфляции. Но у него есть объективное объяснение — критический износ коммунальной инфраструктуры.
Изношенные сети как угроза стабильности
По последним доступным данным Росстата, степень износа основных фондов ЖКХ превышает 44 процента, а почти 16 процентов объектов признаны полностью изношенными. При этом темпы обновления минимальны. Это означает рост аварийности и прямую угрозу нормальной жизни городов и поселков, а вместе с тем — подрыв доверия к власти.
Государство осознает масштаб проблемы, но бюджетные возможности ограничены. Региональные и муниципальные бюджеты также не в состоянии профинансировать масштабную модернизацию.
Инвестиционная составляющая: чьи это деньги
Формально в тарифах уже заложена инвестиционная составляющая — средства, которые потребители платят на обновление инфраструктуры. За их счет строятся и ремонтируются электростанции, котельные, сети и очистные сооружения. Однако собственниками этих объектов становятся ресурсоснабжающие компании.
Возникает логичный вопрос: если модернизация оплачивается за счет граждан, почему они не получают долю в капитале компаний? Фактически потребители выступают принудительными инвесторами, не имея ни прав, ни дохода от вложений.
Потребитель как инвестор: возможный выход
Признание граждан совладельцами ресурсоснабжающих организаций могло бы изменить саму философию ЖКХ. Потребители были бы заинтересованы не только в низких тарифах, но и в финансовой устойчивости компаний, качестве услуг и эффективности управления.
Кроме того, это дало бы людям реальный механизм контроля — через участие в управлении и влияние на распределение прибыли. Для многих такой опыт стал бы первым шагом в инвестициях и снизил бы зависимость отрасли от дорогих банковских кредитов.
Качество услуг и автоматическая компенсация
Еще одна системная проблема — отсутствие реальной ответственности за плохое качество услуг. Формально перерасчет предусмотрен, но на практике потребитель должен пройти сложную процедуру ради символической компенсации.
Решением могла бы стать обязанность ресурсоснабжающих организаций самостоятельно фиксировать нарушения качества услуг и автоматически пересчитывать плату. Публичность информации и простые механизмы компенсации сделали бы рынок более справедливым и дисциплинировали поставщиков.
Без реформ тарифы не спасут систему
Простое повышение тарифов без изменения инвестиционной модели и усиления прав потребителей рискует привести к тому, что дополнительные средства уйдут на обслуживание долгов и дивиденды, а износ инфраструктуры продолжит расти. В итоге граждане будут платить больше, но сталкиваться с теми же авариями и проблемами.
Создание эффективного инвестиционного механизма с участием самих потребителей — ключевая задача для сохранения коммунальной сферы в ближайшие годы. Без этого ЖКХ рискует окончательно зайти в тупик, сообщает mk.ru.
Есть жалобы? Канал для добрых казанцев, которых вывели из себя. Делитеcь тем, что вас разозлило: Злой Казанец

