Мастер леттеринга из Казани: "Это хобби, с периодическим доходом"

Количество жителей нашего города, занимающихся творчеством, растет год от года. Конечно, уровень каждого индивидуален. Одни рисуют картины для души в свободное время, а другие, например, пишут музыку, превратив ее в своеобразный способ зарабатывания денег. Недавно в ряды художников, музыкантов, фотографов и поэтов влились совершенно новые люди. Казалось бы, занимаются они обычной каллиграфией, но делают это немного иначе.


Фото из архива Александра.

Леттеринг – рукописная шрифтовая композиция, имеющая несколько букв и написанная для конкретной ситуации. Само слово происходит от латинского litera – буква. Зачастую, леттеринг применяется для уникального художественного оформления, не имеющего аналогов. Здесь нет шрифтов или каких-то границ, все зависит лишь от фантазии мастера.

О том, чем леттеринг отличается от каллиграфии и кто заказывает такое оформление, рассказал мастер леттеринга Александр Миндрюков. На его счету множество интересных работ, среди которых, выделяются граффическое оформления стен в "Ривьере". Сперва к чемпионату по "WORLD of TANKS", а затем к предпремьерному показу фильма "Фантастические твари и где они обитают".

Фото из архива Александра.

- Какие из своих работ ты считаешь наиболее удачными и где мы можем их увидеть?

- Каждая работа любима по-своему, она как чекпоинт прошлых событий, точка в памяти связанная с моментом. А каждый момент ценен по своему, каждый момент разный. Разный по состоянию и характеру и атмосферы.


Фото из архива Александра.

- На твой взгляд, чем отличается леттеринг и каллиграфии? Для большиства между этими понятиями стоит знак "=", проясни ситуацию?

- Говорят, что каллиграфия - это выведение с первого движения руки, без доработок. Леттеринг подразумевает доработки, исправления или дополнения в буквы. С этим мнением я соглашусь, нового не добавлю. Но это определенность, когда я что-то начинаю, я не думаю, делать леттеринг или каллиграфию. Всё выходит медитационно, в пребывании транса от работы. Я захожу в эту "комнату мыслей" и теряюсь в ней, а выходя, получаю итог.

В линии каллиграфии без преград можно внести леттеринг либо наоборот. Совместить плоское перо с круглой кистью - это эксперименты и поиски, тут нужно "думать/не думать" - делать с пониманием, но вносить непредсказуемость.


Фото из архива Александра.

- Как появилась идея заниматься таким творчеством?

- Задумчивость над многими вещами и желание высказаться. Порой это загоны, навязчивые мысли, которые меня не отпустят до той поры, пока я их не реализую на бумаге в жизни. Бывает, появляется ощущение, что меня кто-то выбрал призмой отображения своих взглядов. А так как я обладаю средством выражения, то я механизм, проводник - остался выбранным "неким кем-то" кто хочет сказать, но не обладает такой возможностью.


Фото из архива Александра.

- Долго ли учился?

- Для настоящего мастерства срок небольшой, чуть больше года. Интересна здесь периодичность. Находятся мысли и идёшь в отрыв, делая кучу листов за неделю. Это настоящий кайф пребывать в таком состоянии... Но всё переменчиво. Может случиться и долгий перерыв, переиначивание взглядов на явления, и в связи с этим и на сам характер букв. Через продолжительное время формируется новый поток мыслей, цвета, формы.


Фото из архива Александра.

- Леттеринг - это ведь вообще не новое направление, по-сути. В СССР все вывески - леттеринг. Насколько я понимаю, это просто хорошо забытое старое. Так ли? Что нового появилось в этом направлении сейчас?

- Сейчас у этого течения искусства возрождение, но с сильным переосмыслением и влиянием нового мира. В данный момент перенасыщенность информации, бесконечно много возможностей, ускоренный темп, быстротечность и сменность одного за другим.

Буквы обрели характер мягкий и спокойный. Каждый старается выделиться и показать свою индивидуальность и если сказать очень упрощённо, то в моём наблюдении леттеринг стал круглее.
Ребят много, у каждого своя сфера интересов и представлений идеального. А это всё реагируется в творчестве. Микс длины, ширины, высоты у каждого свой, комбинация пропорций делает некоторых узнаваемыми с первого взгляда.

Поэтому на вопрос "Что нового появилось в этом направлении сейчас?" отвечу так: появились новые амбиции и люди, которые стоят за ними.


Фото из архива Александра.

- Как ты считаешь, леттеринг - это только то, что сделано вручную? Или то, что отрисовывают в дизайнерских программах - это тоже леттеринг?

- Леттеринг - это и то, что сделано вручную и то, что в последующем переведено в вектор, в тех самых дизайнерских программах. Леттеринг - это буквы, сделанные единожды для определенной задачи или определённого заказчика. Индивидуальная работа.

Наборный шрифт - это уже другое определение, другие функции, среда применения. То, что мы набираем на компьютере - это шрифт, он используется повсеместно. Имеет менее уникальный характер, но и более понятный и читабельный, тут максимум понятности и незамысловатого, явного прочтения.


Фото из архива Александра.

"Леттеринг - это хобби с переодическим достатком"

- Это приносит тебе доход или это скорее хобби?

- Хобби, с периодическим достатком. Не сами буквы, а выводы и опыт, который я получаю от работ, дают мне понимание других вещей, которые я переношу из каллиграфии в графический дизайн, приемы, фишки, соотношения форм и композиции. Тут же все взаимосвязано. И на мою каллиграфию влияют другие сферы дизайна.

Вообще в последнее время я стал меньше следить именно за каллиграфами и больше акцентирую внимание на иллюстрации, картинки, спецэффекты как в фильмах, так и в жизни. Всё, никак не связанное с каллиграфией, но то, что интересно было бы интегрировать друг с другом.


Фото из архива Александра.

Кстати, работы Александра вы можете посмотреть по следующим ссылкам:
www.behance.net/a_mindryukov
Instagram.com/a_mindrykov