Казанского летчика, спасшего пассажиров, оставили без вознаграждения (ФОТО)

Без малого два года назад экипаж "Боинга -737", принадлежащего ОАО "Авиакомпания Татарстан", совершил экстренную посадку в казанском аэропорту. Самолет приземлился на полосу без колес одной из стоек шасси. По словам представителей летного отряда авиакомпании, катастрофы удалось избежать лишь благодаря грамотным действиям экипажа, в частности командира Александра Никифорова.

После этого инцидента председатель профсоюза летного состава АК "Татарстан" Артур Бульхин неоднократно обращался к руководству с просьбой вознаградить экипаж, грамотное поведение которого, возможно, спасло жизни пассажиров. Однако начальство обходит вниманием все просьбы профсоюза.

Колеса самолета после посадки в казанском аэропорту

- Оставлять незамеченными такие случаи – это неблагородно с их стороны, - отмечает Артур Бульхин, - подобные происшествия – не в порядке вещей, и пилоты проявили себя как настоящие профессионалы.

Корреспонденту ProKazan.ru удалось связаться с отделом безопасности полетов АК "Татарстан". Там придерживаются другой точки зрения, утверждая, что после этого случая Александр Никифоров был награжден медалью Нестерова. Однако сам командир экипажа рассказал, что медали он не получал. Руководитель профсоюза Артур Бульхин объяснил это следующим образом:

- Вначале были какие-то попытки. Может быть, руководство даже просило Минтранс наградить его. Но на самом деле документы на медаль до Никифорова не дошли, и самой этой медали никто в глаза не видел.

В настоящий момент все летчики, пилотировавшие тот "Боинг", живут в других городах. В авиакомпании "Татарстан" по-прежнему работает только сам Александр Никифоров. Командир экипажа ответил на вопросы корреспондента ProKazan.ru, о событиях, произошедших 14 июля 2010 года.

Экипаж готовился совершить рейс Уфа-Анталия. При разгоне самолет "споткнулся" на взлетной полосе. Командир услышал посторонний шум, и сообщил об этом диспетчеру. Вскоре наземные службы обнаружили на месте взлета куски резины и крупные фрагменты обшивки самолета. Разрушенные детали попали в турбину, повредив ее лопасти. В такой ситуации продолжать полет было крайне опасно. Александр Никифоров принял решение отклониться от маршрута, и посадить самолет в казанском аэропорту.

Лопасти турбины, поврежденные осколками.

- Самое сложное в таких случаях – это посадка, - объясняет командир. – Одной стойкой шасси самолет мог воткнуться в бетон, как циркуль. Его могло перевернуть, и тогда произошло бы возгорание - топлива на борту было много. Я опасался того, что нас выбросит с полосы на грунт. Тогда бы могло случиться что угодно.

Обшивка крыла самолета после приземления.

- Каждый раз, отправляясь на работу, вы готовы к подобным ситуациям?

- Каждый раз об этом, конечно, не думаешь, но если в похожей ситуации потребуется принять решение, мы его примем, - объяснил летчик. - Во время прохождения предполетной подготовки обговариваются все возможные внештатные ситуации. Тем не менее, такое со мной случилось впервые. Любое происшествие на борту самолета расследуется специальной комиссией. В данном случае причиной всему послужила дефектная резина.

- Все-таки это не велосипед, а самолет. Как допускается такая халатность?

- Самолет проверяется целым штатом специалистов. Без подписи каждого из них взлет не разрешат. Не думаю, что кому-то хочется уголовного наказания. Видимо, дефект проявился только при взлете. Как бы мы не старались, полностью исключить возможность поломки нельзя.

- Правда ли, что сейчас на работу в авиакомпанию берут не профессиональных летчиков, а бывших дельтапланеристов, тех, кто к авиации имеет лишь опосредованное отношение?

- Правда. Налицо очень серьезный кадровый голод. И так по всей стране. Профессиональных летчиков готовит только училище в Ульяновске. Оно не может обеспечить кадрами всю Россию.

- Что же может сделать непрофессионал, окажись он в такой ситуации, как вы?

- Сразу за штурвал его никто не пустит. Они летают вместе с опытными летчиками.

- Но ведь опытные летчики не вечны?

- Да, но полетав лет пять, новички наберутся опыта. Образование - образованием, но главное – практика.

На вопрос о том, были ли отмечены руководством заслуги экипажа, Александр Никифоров иронично ответил: "Были, в тот день, когда все произошло. Потом все благополучно заглохло".

- Когда мы приземлились, и с борта спускались пассажиры, которых отпаивали валерьянкой, ко мне подбежало наше начальство, и чего только не наобещало, вплоть до ордена, но по факту нам не дали даже денежной премии. Но это их забота, я свое дело сделал. В конце концов, не за награды работаем, - не теряя оптимизма в голосе ответил летчик...