Казанский психиатр о поджогах храмов: "В современном мире вырос уровень агрессии"
Заведующий кафедрой медицинской и общей психологии КГМУ, известный казанский психиатр и психолог Владимир Менделевич дал порталу ProKazan.ru эксклюзивное интервью, в котором раскрыл причины появления экстремистких настроений в обществе.
Недавно весь Татарстан потрясла новость о поджогах храмов. Что толкает людей на подобные преступления?
- Резонанс таких преступлений в том, что они совершаются не из корыстных соображений. В этом случае преступником руководит какая-то идея, которую разделяет целая группа людей. И вследствие этого он чувствует, что осуществляет какую-то миссию. В данном случае — по борьбе с иноверцами.
С чем связан их рост в наше время?
- Почему их не было раньше? Потому что изменился мир. Идет борьба между восточными и западными ценностями, между направлениями разных конфессий, внутри конфессий. Каждый считает, что его толкование священных книг и миропонимание более правильное. В современном мире вырос уровень агрессии, противостояния и нетерпимости. Поэтому возросло количество преступлений, связанных с идеологическими, религиозными и политическими мотивами.
Как мы знаем, в средневековье еретиков нередко сжигали на кострах. Могут ли нынешние радикалы дойти до таких крайностей?
- Мы видим, что на национальной и религиозной почве происходят столкновения с применением физической агрессии. Люди готовы убивать всех, кто не согласен с их позицией. Или, в силу своих идей, готовы взрывать себя и других. Эта агрессия может проявляться в словесной форме. А через какое-то время человеку этого будет мало, и он способен проявить насилие. Это очень опасное явление для общества, для всех людей.
Кроме исламистской направленности, какие еще угрозы экстремистского толка характерны для наших дней?
- Фанатики существуют в рамках абсолютно разных конфессий. Просто мы в нашей республике в большей степени столкнулись с представителями нетрадиционного ислама. А в других странах это могут быть и иные течения. К примеру, в Северной Ирландии идет серьезная межконфессиональная борьба христиан. Она не имеет к исламу никакого отношения, хотя по накалу и последствиям сопоставима с внутрисламской.
Что лежит в основе такого агрессивного поведения людей?
- В основе этого опасного для окружающих поведения лежат психологические и личностные причины. В обществе человеку позволяют отправлять свои религиозные нужды, он имеет возможность пойти в тот или иной храм. Когда существует свобода совести, человек приходит в религиям агрессивной направленности из-за каких-то своих внутренних психологических проблем.
Какими способами радикальные организации завлекают в свои ряды новых членов?
- Миссионеры нетрадиционных агрессивных направлений используют "психологические ловушки". Они ищут людей, у которых есть комплексы в жизни, в общении с окружающими. Миссионеры создают иллюзию защиты. Человек чувствует свое одиночество, невостребованность своих личных качеств. Поэтому его вовлекают с помощью участия, любви и гарантий безопасности.
Можно ли как-то помешать этому?
- Мы должны понять, что наши дети могут получить от этих "деятелей" то, что они не до конца получают от родителей. Если родители на них махнули рукой, либо откупаются деньгами, но эмоционально никак не поддерживают, не живут их жизнью, не понимают либо унижают и оскорбляют, то они должны иметь ввиду, что найдутся люди, которые смогут вовлечь их детей в свою организацию. И ребенок, который, казалось, был миролюбивым и спокойным, может стать агрессивным и опасным для окружающих его людей.
На ваш взгляд, можно ли исправить уже взрослого сформировавшегося человека?
- Если он уже совершил что-то опасное, то маловероятно. Но если он только сделал первый шаг к агрессии — вероятность исправления есть. Во-первых, ему необходимо постараться "выбить из головы" ту идею, которая лежала в основе его противоправных действий. Нужно понять в чем основная внутриличностная проблема. А уже потом узнать что толкнуло его поджечь храм или мечеть? Необходимо понять почему такой человек проявляет нетерпимость к людям, которые не сделали ему ничего плохого?
Какие сложности могут возникнуть при возвращении человека к нормальной жизни?
- Если человек оказался вовлечен в деструктивную организацию, то значит он создал для себя определенную систему ценностей. Чтобы ее разрушить, потребуется очень много времени и усилий специалистов. Кроме того, человек должен вернуться в социум, который его, к сожалению, боится и отторгает. Таким людям нужна ресоциализация, возвращение к нормальной деятельности. Если общество хочет исправления таких людей, оно должно само приложить какие-то усилия к этому.
Приходилось ли вам лично работать с такими людьми?
- В последние годы ко мне нередко обращаются родители девушек, которые в силу каких-то причин, познакомившись с представителями нетрадиционного ислама, "сознали свою миссию" и подчиняют этому всю свою жизнь. Они надевают платок, готовят себя к какой-то новой "более праведной" роли и считают, что это священно. По характеру эти девушки очень ранимые, внушаемые, часто с высокими духовными ценностями, требования к себе и окружающим. Но где грань, когда служению этим духовным ценностям перерастают в фанатизм? Плюс у таких людей сразу появляется противостояние со всеми иноверцами. Создание фанатичной преданности какой-то идее, готовности пожертвовать собой или принести в жертву окружающих людей — все это очень опасно для общества.