Архитекторы о планировке исторического центра: сможет ли Казань превратиться из города на Казанке в город на Волге
Портал ProKazan.ru опросил экспертов - известных архитекторов и градостроителей о проекте планировки исторического центра города, который мэрия Казани на своем официальном сайте опубликовала в конце прошлой недели. Публичные слушания по нему состоятся 6 февраля этого года. Ряд изменений в облике центра, предложенные в документе, носят революционный характер. Так, к примеру, предлагается построить 32 километра велосипедных дорожек, сделать Булак пешеходным, построить пешеходные мосты от улиц Межлаука и Чернышевского до набережной Волги над железнодорожными путями.
Мы обсудили с экспертами изменения, которые предложены в документе.
Герман Бакулин, заслуженный архитектор РТ и РФ: "Пешеходный переход к Волге – давняя мечта казанских градостроителей"
- При разработке генплана Казани всегда учитывался вынос вредных производств (тут главный критерий токсичность отходов) из центра на специальные площадки. Поэтому предлагаемые в планировке мероприятия следует рассматривать в рамках этой тенденции.
Что же касается выноса деловых зон за пределы центра, то это классика для теоретической части градостроительной науки при развитии крупных городов. Часть функций центра переносится на промежуточные центры с транспортно-пересадочными узлами. Вынос функций придает новый статус региональным подцентрам внутри города и понижает транспортную нагрузку.
Вообще, считаю, что нужно больше предложений по центру, которые должны обсуждаться.
Предложения по улично-дорожной сети, то они укладываются в разработанную транспортную схему Казани. Расширение Кировской дамбы необходимо, как и повышение плотности уличной сети. Велодорожки – это еще один способ гуманизациии городской среды. Это поможет уменьшить количество используемого личного автотранспорта. Я, к примеру, сам лично 5 лет назад ездл на работу на велосипеде и сейчас вижу, как люди ездят и зимой. Благо новые велосипеды приспособлены ко всем временам года.
Что же касается набережных, то пешеходный переход к Волге – это давняя мечта казанских градостроителей, со времен Павла Алексеевича Саначина (начальник Управления по делам архитектуры и строительства Совмина ТАССР с 1962 по 1979гг. – ред.). Надеюсь, реализация этих планов наконец превратит Казань из города на Казанке в город на Волге.
Сергей Саначин, градостроитель: "Общее впечатление такое, что материал не тянет на проект планировки"
- Почему называю проект рутиной? Возьмите, к примеру комбинат "Спартак". Так его территория даже уже в ныне действующем генеральном плане Казани трактуется не как промышленная! То есть даже генплан предлагал «Спартак» к выносу. И вот вышли на следующий (по детальности) уровень градостроительной документации - проект планировки. И что? Все тот же язык: покраска кварталов в цвета функциональных зон. Где «проектность»? Где следующий шаг? Что предлагается на освобождаемой территории? Нет предложений.
Потом, карты - это не картинки на стенку. Они для чтения. А эти [в сборнике] (при их увеличении) расплываются.
Многие вещи списаны с моих прошлых работ (децентрализация центра, пригородно-городская электричка с ж/д кольцом, малое кольцо с внутренней стороны ж/д, вынос промышленности, пересадочные узлы, и прочая, и прочая).
Но общее впечатление такое, что материал не тянет на проект планировки. Я не вижу позитива и предложений. Чертеж планировки не несет идей планировки, а является подправкой карты зонирования к Правилам землепользования и застройки. Чертеж высотности выполнен не языком градопроектировщиков, а языком арифметика - в нем (как и в первом чертеже) не видна доказательная сторона, просто набор неких чисел.
Артур Айтбагин, руководитель творческой мастерской Айтбагина: "Предложение по выносу деловых зон за пределы центра - очень здравая мысль"
- В представленном проекте планировки есть несколько интересных градостроительных идей, но вопрос, как их реализовать.
К примеру, строительство сети велодорожек общей протяженностью 32 километра. Я всеми руками за эту идею. Но посмотрите, что у нас происходит зимой. Во время снегопада у нас чистят только автодороги, а тротуары и дворы завалены снегом. Не думаю, что кто-то возьмется в снегопады обслуживать велодорожки. Пойти по пути Финляндии, где некоторые тротуары подогреваются? Не знаю, это недешевое удовольствие.
Предложение по выносу деловых зон за пределы центра - очень здравая мысль. Я бы даже ее дополнил идеей создания коммерческо-активных узлов по примеру района Парижа — Дефанс. Хотя аналогия не совсем может прямая, этот района расположен за городом, но в Казани аналогом могла бы стать трасса по маршруту проспект Победы — проспект Ямашева. По движению этой магистрали расположены крупные торговые центры (XL, Южный, Парк Хаус, Бахетле, Мега), но к этому я бы еще добавил бизнес-центры. Здесь можно было развивать офисные пространства. Плюсы от такого расположения ТЦ мы уже видим, все грузовики двигаются по этому направлению, не загружая других улиц.
Вынос промзон и использование освобождающих площадей - это прекрасная идея, но для этого нужно попутно решить много инфраструктурных задач. Чтобы оживить промзону в районе речпорта, неплохо было бы соединить район новой магистралью с Проспектом Победы — Оренбургским трактом, в районе «Солнечного города».
Вообще, возвращение Волги казанцам — это сверхзадача. Можно построить пешеходные мосты от Центрального стадиона до Волги, но нужно понять, как туда заманить горожан. Это могло бы быть жилье с видом на реку, но здесь проходит железная дорога, поэтому вряд ли. Не торговые же центры здесь строить... Еще одна задача для градостроителя.
Что касается дорожной сети, то поддерживаю расширение Кировской дамбы, это жизненно необходимо при развитии Адмиралтейской слободы. Но считаю, что для города нужен еще один мост. Он просится в пространстве между стадионом «Казань-арена» и мостом «Миллениум» и выйдет в сторону ул.Гвардейской. Расширение ул. Салимжанова до 6 полос тоже можно сделать, но здесь напрашивается двухуровневая развязка в районе пересечения Салимжанова/Татарстан с беспрепятственным соединением ул.Салимжанова с ул.Право-Булачная, которую тоже придется расширить. Если она появляется, то закрытие Лево-Булачной для автотранспорта становится логичным. Либо соединить широкую ул.Салимжанова и с Право-Булачной и с Лево-Булачной, но в отдельном беспрепятственном уровне уровне.
Согласен с тем, что в центре следует строить жилье. Я бы предложил строить его в пропорции половина — это апартаменты, а половина — жилые дома, которые следует строить в соответствии с имеющейся архитектурой и стилистикой. Понятно, что должна быть ограничена этажность. Надеюсь, не появятся у нас высотных домов аля «Кловер», что рядом с «Кольцом».