Транспортная отрасль Дальнего Востока: динамика роста и перспективы развития
В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) транспортная отрасль занимает важное место в структуре валового регионального продукта. Она стабильно удерживает вторую позицию.
Дальний Восток играет значительную роль в российских перевозках по морю. Он охватывает 27% общего объема. В 2023 году за портами ДФО зафиксировали 44% импорта и почти треть (29%) отправлений страны на экспорт. Каботажные перевозки также составляют значимую долю и достигают 22%.
Транспортировка товара в контейнерах занимает 11% от общего объема грузоперевозок по морю. Увеличение степени контейнеризации грузов может значительно расширить доступ ДФО к мировой торговле, а также обеспечить рост валового дохода от высокотарифных контейнерных грузов.
Для повышения эффективности работы портов нужно изменить ориентацию импортных грузов на такие порты, как Магадан, Петропавловск-Камчатский, Корсаков и Холмск. Это позволит перераспределить потоки доставок и снизить нагрузку на Восточный полигон.
Кроме того, погрузка на ж/д грузоотправителями из Дальнего Востока продолжает расти и показывает увеличение на 5,6% в 2023 году. Инвестиционные проекты, проведение которых запланировали на территории ДФО, подтверждают ожидаемый рост объемов погрузки. По прогнозам, к 2032 году этот показатель достигнет 148 миллионов тонн. Это связано прежде всего с тем, что железнодорожные перевозки в 4 раза быстрее, чем морские, в 4 раза дешевле, чем авиационные, и в 26 раз экологичнее, чем автомобильные грузоперевозки, согласно данным компании UTLC Eurasian Rail Alliance.
Порт Владивосток сохраняет статус лидера в России по количеству перевалки контейнеров: 1,5 миллиона ДФЭ в 2023 году. Слияние порта с глобальной сетью морского судоходства также усиливается, показатели обслуживания в два раза превышают среднемировые.
В ДФО работает 12 пунктов пропуска для автомобилей, но лишь один из них функционирует 24/7. Переход на подобный режим в других пунктах увеличит проходимость в два раза, как это показал опыт, который провели на контрольном пункте Забайкальск.
Транспортная отрасль Дальнего Востока демонстрирует стабильный рост и развивается, привлекает инвестиции. Однако для дальнейшего улучшения показателей нужно оптимизировать существующие логистические цепочки, развивать инфраструктуру и углублять интеграцию с международными рынками.