Как помочь человеку в противостоянии телефонному мошеннику

Действительно, телефонные мошенники уже стали своеобразным мемом в интернете. Много шуток и присказок имеется на эту тему, и всё равно, люди продолжают попадаться на уловки мошенников. Иногда в такие ситуации попадают люди достаточно осведомлённые и даже знаменитые. Причины, по которым это происходит, довольно банальны — доверчивость, страх потерять свои деньги, не соблюдение информационной гигиены. И если с первыми двумя факторами бороться нужно тотальным информированием людей и возможных типах мошенничеств, то информационная гигиена должна прививаться прямо с детства.

Технические возможности сейчас позволяют организовать защиту любого формата данных. Один из самых простых способов – использование VPN. От телефонных мошенников, которые уже звонят по телефону он, конечно, не спасет. Но сильно осложнит жизнь мошенникам на этапе сбора информации о жертве. И чем меньше данных соберут мошенники, тем меньший уровень доверия смогут вызвать. А значит и снизятся шансы на успешный обман. В России оплатить VPN можно через QiWi и UnionPay.

Говоря о мошенниках, довольно распространённым явлением стала покупка аккаунта VPN. Делать этого не рекомендуется по причине того, что после оплаты, настоящий владелец аккаунта может не предоставить доступ к своему купленному VPN-сервису.

Что делать, если звонят из банка или полиции

Мошенники играют на самых главных страхах современного человека – остаться без кровно заработанных денег. И им это зачастую удаётся. Поэтому и звонки происходят от имени заранее доверенных категорий служащих. Банковские сотрудники или органы исполнительной власти. Хотя ни те, ни те не звонят людям, чтобы сообщить о возможных переводах или списаниях. Первые сделают это либо по официальным каналам, например, через приложение, либо просто заблокируют счёт. Полиции же вообще не особо то и есть дело до чьих-то счетов до тех пор, пока у них не будет заявление потерпевшей стороны. И то, звонить они вряд ли будут. Придут лично. Но люди, незнакомые со спецификой работы банков или силовиков охотно верят мошенникам и переводят свои деньги.

Обычно основная легенда мошенников строится вокруг либо некоего перевода, либо вокруг попытки от имени жертвы взять кредит. То есть этим они пытаются запугать пользователя и ввести в заблуждение. А чтобы тот не мог опомниться, максимальное количество информации подаётся в довольно сжатой, императивной форме. И времени на подумать у жертвы практически нет. Срочно нужно спасать ваши деньги, пока они не ушли на другой счёт. В общем, какой бы ни была легенда, разговаривать с этими людьми даже не нужно. Если закрались в голове сомнения, а вдруг это действительно банк или полиция, то в первом случае можно убедиться просто позвонив или написав в техподдержку. В 99 случаях из 100 реальный банк скажет, что они вообще никогда не звонят своим клиентам. А если это полиция, то тут вообще переживать не стоит, просто молча кладётся трубка. Если пользователь уж очень сильно понадобится сотрудникам, то вызовут в отделение повесткой или придут в гости сами.

Как защитить пожилых людей от мошенников

Если молодым людям можно объяснить, как устроена схема мошенничества и достучаться до них, то пенсионерам так просто внушение не сделаешь. Помимо массового информирования дети и внуки тоже должны периодически объяснять пожилым людям, почему нужно сразу класть трубку при таких звонках. Нужно создать уровень доверия выше, чем у мошенников. В частности, сразу после подозрительного звонка нужно научить бабушку или дедушку тут же перезванивать детям или внукам. Чтобы те могли с помощью каких-то официальных каналов связи с банком или полицией оперативно успокоить пожилого человека, что всё с их пенсией хорошо и никто на них кредит брать не собирается.

Что делать, если деньги уже ушли

Шансы вернуть деньги назад ничтожно малы, к сожалению. Согласно статистике банки смогли вернуть всего лишь около 11% средств, похищенных мошенниками. Такой низкий процент обусловлен сразу несколькими факторами. Во-первых, несвоевременное обращение в полицию. Во-вторых, мошенников очень сложно идентифицировать, так как они могут использовать целую сеть подставных лиц с такими же подставными картами и счетами. Кроме того, хоть на лицо и явное мошенничество, люди, по сути, сами отдают свои деньги и понимают, что их обманули лишь через некоторое время. А ещё существует такое понятие, как «банковская тайна». То есть банк не имеет права разглашать данные получателя. Разве что будет зафиксирован факт мошенничества через полицию и суд. Но это не означает, что ничего делать не надо. В первую же очередь нужно заблокировать карту. Затем нужно сообщить о факте мошенничества в техподдержку банка. Ну, и конечно, заявить в полицию, с подробным изложением произошедшего. Шансы вернуть небольшие, но они есть. Реакция полиции по закону занимает 10 дней, в некоторых случаях до 30 дней. Банки обычно расследуют такие инциденты около 60 дней. В любом случае придётся ждать.

В общем, в корне защиты от любого вида мошенничества всегда должно быть доступное информирование населения. Так как телевизор с этим справляется из рук вон плохо, пользователям нужно самим проявлять бдительность и учить своих родных как не попасть на удочку разводил. Ну, и самим тоже учиться быть более бдительными.