Ростовский диспетчер о малайзийском Boeing: "Похоже, что объект начал распадаться..."

В предварительном докладе нидерландского Совета по безопасности есть и расшифровка переговоров экипажа рейса MH17, диспетчеров Днепропетровска и Ростова-на-Дону. Мы попросили прокомментировать запись авторитетного эксперта по безопасности полетов - президента профсоюза летного состава России, профессионального летчика (налет 17 000 часов) Мирослава Бойчука.

17 июля 2014 года

13.18

Рейс MH17: Днепропетровская вышка, Малайзия один семь, уровень высоты 330.

Бойчук: Мне абсолютно непонятно, почему в докладе голландцев приводится запись переговоров только на заключительном участке полета «Боинга». Почему малайзийцы летели на этой высоте? Это была их инициатива или они действовали по командам украинских диспетчеров в зоне ответственности предыдущего центра ОРВД (организации воздушного движения. - Ред.)?

Днепропетровск: Малайзия один семь, добрый день, вышка установила контакт.

Рейс MH17: Малайзия один семь.

Бойчук: Обычные, рутинные переговоры. В небе и на земле поняли, что на этом участке полета работают в контакте.

13.19

Ростов: Так. Днепр, Ростов один. Вы можете задать направление для Малайзии на Ростов в точку RND, у нас там три самолета.

Бойчук: Ростовские диспетчеры готовятся принять борт от украинских соседей. Видимо, в их зоне ответственности несколько самолетов могут опасно сблизиться, их разводят по условным точкам - направлениям движения. Это обычная ситуация.

Днепропетровск: Малайзия, который 17?

Ростов: Да, мы их потом вернем на направление TIKNA.

Днепропетровск: Хорошо.

Бойчук: Обычные уточнения. Лучше переспросить, чем неправильно понять.

Днепропетровск: Малайзия один семь, из-за трафика следуйте к точке ROMEO NOVEMBER DELTA.

Рейс MH17: ROMEO NOVEMBER DELTA, Малайзия один семь.

Бойчук: Диспетчер дает команду, экипаж подтверждает получение. Карта прохождения авиамаршрутов в районе катастрофы борта МН17.

13.20

Днепропетровск: Малайзия один семь, и после точки ROMEO NOVEMBER DELTA следуйте прямо к TIKNA.

13.21

Днепропетровск: Малайзия один семь, как слышите? Малайзия один семь, днепропетровская вышка.

Бойчук: «Боинг» уже не отвечает. Диспетчер еще не заподозрил беды, вызывает экипаж на связь через минуту.

13.22

Днепропетровск: Ростов, вы наблюдаете малайзийский (лайнер. - Ред.)… по ответу?

Ростов: Нет, похоже, что объект начал распадаться.

Бойчук: Не услышав ответа от экипажа, днепропетровский диспетчер просит помощи у российских коллег. В Ростове-на-Дону более совершенное оборудование. Там видят, что на радаре вместо одной появилось несколько точек.

Днепропетровск: На наши вызовы он тоже не отвечает.

Ростов: И не отвечает на вызовы, да? Днепропетровск: Да. И мы его пока не видим. Мы их развернули, они подтвердили - и…

Ростов: И это все, да?

Днепропетровск: И он исчез.

Бойчук: Диспетчеры и на Украине, и в России еще не верят в катастрофу.

Ростов: Подождите, я спрошу.

Днепропетровск: Вы ничего не наблюдаете на радаре?

Ростов: Да, да, да, ничего. Мы ничего не видим.

Днепропетровск: Хорошо, мы сейчас им звоним.

Бойчук: Обычная человеческая реакция - до последнего не верить в непоправимое. А экипаж и пассажиры уже мертвы...

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА

- Мирослав Юрьевич, что вы сами поняли из опубликованного голландцами?

- А что из этого обрывка можно понять? Приводится лишь самый конец разговора. Какие команды пилот получал, пока летел над Украиной, неизвестно. Была информация, что за несколько минут до этого экипаж то ли запросил отклонение на 20 миль левее, то ли его направили с земли. Почему? Из опубликованного обрывка это понять невозможно. И еще мне непонятно, почему борт шел так низко.

- А на какой высоте он должен был идти?

- По летным правилам приоритет в сохранении высоты имеет самолет, который летит дальше. Даже если в это время в воздухе находились другие борты, пункт назначения малайзийского лайнера был все равно самый дальний. Кстати, а где переговоры украинских диспетчеров с другими воздушными судами в зоне ответственности Днепропетровской службы ОРВД? Еще очень важный момент: предупреждали ли диспетчеры командира экипажа о том, что часть полета пройдет над зоной боевых действий? Где переговоры об этом? По фрагменту переговоров с одним бортом общую картину катастрофы составить невозможно.

- Может быть, в этом и была цель публикации? Как бы что-то сказано, но ничего не ясно.

- Может быть. Погибших жалко.

***

На фото с места аварии «Боинга» хорошо видна изрешеченная осколками носовая часть самолета. Ему оставалось всего восемь минут полета до границы с Россией. Не успел...

Было ли для пилотов что-либо новое в прохождении точки RND? Нет, через нее и далее на восток они летали много раз, но до этого коридор полета проходил много южнее, над Крымом. Однако за три дня до катастрофы украинские диспетчеры раз за разом сдвигали его к северу. Это было хорошо заметно по архивным трекам на сайте Flight Radar, однако теперь их там не найти. Зачем сдвигали маршрут? И кто зачистил архив?

Выложенные голландцами - и явно неполные - материалы не дают важнейших ответов, но задают все новые вопросы. Почему украинский диспетчер не предупредил пилотов «Боинга» о том, что вблизи «работают» военные самолеты? Почему украинский диспетчер не разрешил «Боингу» занять более высокий эшелон, несмотря на его просьбу (в стенограмме она не приведена) и то, что погода позволяла? Наконец, почему украинский диспетчер, под проводкой которого шел «Боинг», после допроса офицерами СБУ резко ушел в отпуск, закрыв свой аккаунт в соцсети?

Источник: tvzvezda.ru.