Изменение требований к личным кабинетам заявителей на сайтах электросетевых организаций
Для начала предоставления услуг клиенту (заявителю) необходимо заключить договор с энергосетевой компанией и внести оплату. Ознакомиться с официальной версией Правил технологического присоединения можно на сайте Министерства энергетики Российской Федерации. Ссылка для скачивания документа: minenergo.gov.ru/node/547
При этом для заключения договора и документооборота между сторонами — отсутствует необходимость в использовании бумаг. Такое правило действует еще с 2013 года, но на практике энергосетевые компании придерживались его. В 2017 году использование электронных документов и подписей стало обязательным. При этом физических лиц обязали использовать обычные подписи, а организации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — квалифицированные. Кроме того, с 1 июля 2020 года документооборот между сетевыми организациями и их клиентами начал происходить исключительно посредством личного кабинета (ЛК) пользователя.
В случае нарушения правил электросетевыми компаниями следует наложение штрафа, размер которого может достигать полумиллиона рублей. Подробнее о штрафных санкциях:
- нарушение должностными лицами — 10–40 тыс. руб.;
- нарушение юр лицами и индивидуальными предпринимателями — 100–500 тыс. руб.;
- повторное административное нарушение должностными лицами — 40–50 тыс. руб. или дисквалификация сроком до 3 лет;
- повторное административное нарушение юр лицами или индивидуальными предпринимателями — от 600 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Процесс заключения договора между энергосетевой компанией и заявителем
ЛК обеспечивает взаимодействие трех сторон:
- электросетевая компания;
- заявитель (физлицо, юр лицо или ИП);
- гарантирующий поставщик питания.
Как происходит заключение договора
Для работы с физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, энергосетевые компании не используют бумажный формат документов. Взаимодействие между сторонами сведено к работе в ЛК, где компания, предоставляющая услуги, обязана разместить информацию:
- условия договора;
- счет для оплаты услуг;
- перечень технических условий;
- инструкция по технике безопасности.
ЛК используется для заключения договора между энергосетевой компанией и потребителем в случае, когда:
- клиентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, потребляющие не более 150 кВт;
- клиентом является физическое лицо, потребляющее не более 15 кВт мощности.
Приведенные в списке цифры актуальны с учетом потребляющих электричество устройств, которые уже были присоединены.
Удобство пользования личным кабинетом
ЛК, который сетевая организация предлагает заявителю, делает взаимодействие сторон максимально удобным и безопасным, в частности:
- потребителю не требуется лично приходить в офис для получения консультации, заключения договора или оплаты услуг сетевой компании;
- заявитель оперативно получает в ЛК нужную информацию, новости и обратную связь от специалистов энергосетевой организации;
- функционал ЛК позволяет оперативно и безопасно оплачивать услуги предоставления мощности.
Вывод: использование ЛК является удобным для всех сторон сделки.
Сведения, обязательные к размещению в личном кабинете
Энергосетевая организация обязуется разместить в ЛК пользователя ряд документов:
- Договор.
- Счет для внесения платы за услуги.
- Технические условия подключения приборов клиента.
Кроме того, загружаются следующие акты:
- Акт о выполнении тех условий.
- Акт выполнения присоединения.
- Акт допуска прибора учета.
Как использовать личный кабинет
Для авторизации в ЛК сотрудники сетевой компании используют отдельный административный доступ, что необходимо для обработки заявок и обращений пользователей. Также доступ имеют представители гарантирующего поставщика мощности. В свою очередь заявитель обладает собственным логином и паролем, и это дает ему возможность использовать личный вариант кабинета для подачи заявок, управления услугами, использования различных функций, получения новостей, выполнения документооборота и т.д.
Сразу после внесения оплаты за услуги гарантирующий поставщик питания получает об этом уведомление по СМС или по электронной почте.
В случае если заявитель потребляет больше чем 670 кВт, скрывать поставщика энергии разрешается. В остальных случаях контрагент указан в заявке, что происходит наиболее часто.
В зависимости от вида поставщика, представители сетевой компании оставляют в ЛК определенный перечень сведений:
- если заявитель — физическое лицо, то в ЛК размещают платежные реквизиты, наименование гарантирующего поставщика и сведения о лицевом счете потребителя;
- если заявитель — юр лицо или индивидуальный предприниматель, в ЛК, кроме перечисленного, оставляют проект договора продажи мощности в розницу.
- Ответственное лицо подписывает договор, применяя при этом обычную подпись (для физлиц) или квалифицированную (юр лица и индивидуальные предприниматели).
Чтобы договор вступил в силу, заявитель обязуется подписать его и оплатить услуги. В свою очередь сетевая компания должна усовершенствовать и изменить электросети, которые необходимы для приема мощности. После выполнения этого условия сетевая компания выгружает в ЛК перечень актов о выполненных работах. Гарантирующего поставщика также уведомляют о завершении технических работ и о подписании актов. Когда указанные условия выполнены, договор вступает в силу, а технологическое присоединение считается выполненным.
Как сделать ЛК электросетевой организации
Наиболее простое решение для сетевых компаний — обращение к сервисам с готовыми продуктами для взаимодействия с потребителями. Все, что требуется для начала работы, это регистрация в особом сервисе и начало работы по созданию ЛК пользователей.
При использовании готового решения заявитель получает широкие возможности, а именно:
- повышение мощности;
- изменение схемы электропитания;
- обращение за консультацией и помощью;
- управление функциями из ЛК.
ЛК обновляется на бесплатной основе. Для регистрации необходимо пройти на сайт: tp-seti.ru Консультант поможет рассчитать стоимость услуг.
Учет поставляемой электроэнергии
Электросетевые организации должны устанавливать счетчики расхода мощности, а также выполнять допуск в эксплуатацию. В ЛК размещается акт допуска, который должен быть подписан электронной цифровой подписью.
Правила, вступившие в силу 1 июля 2021 года, гласят, что необходимо использовать интеллектуальные счетчики. Данные приборы самостоятельно отправляют сведения в контролирующий орган. При этом не требуется направлять специалиста для снятия данных с устройства. Несмотря на то, что новые правила действуют с лета 2021 года, Министерство энергетики предложило дать отсрочку сетевым организациям и не штрафовать их за отсутствие «умных» приборов учета до конца 2023 года.