Психолог об участившихся в Татарстане суицидах: беда в том, что люди совсем разучились преодолевать трудности
За последнее время в Татарстане наблюдается вспышка суицидов, большая часть которых - среди детей и молодежи. ProKazan.ru решил узнать, чем же вызван столь резкий скачок самоубийств и пообщался с психологом, медиатором(посредником между конфликтующими людьми, - прим. редакции) и руководителем отделения социально-правовой защиты несовершеннолетних в центре «Доверие» Татьяной Патеевой.
Чем вызвано такое количество суицидов этой осенью?
- Я считаю, что не нужно акцентировать внимание к этой проблеме. Суициды, в том числе и детские и юношеские были во все времена. В данном случае, я думаю, что это кризис взаимоотношений между детьми и родителями, несчастная любовь. Нужно обратить особое внимание на то, что дети и подростки абсолютно не умеют преодолевать трудности. Раньше в советской педагогике большое значение придавалось воле, но сейчас, почему то, об этом нет и речи. Таким вещам нужно учить самих родителей, но беда в том, что этим никто не занимается.
После того, как человек пытался покончить жизнь самоубийством, как вести себя его родным?
- Нам приходилось работать с семьей, в которой у ребенка была попытка суицида. К сожалению, только после этого родители осознали, что вели себя неправильно.
После попытки суицида мы сначала общаемся с родителями, потом с ребенком, после чего устраиваем общую встречу и пытаемся окончательно разрешить конфликт. Одна из самых серьезных причин — отсутствие «теплого» контакта. Конкретно в этом случае, родители не обращали на него внимание, несмотря на то, что ребенок очень в нем нуждался. Кроме того, было чисто формальное отношение к ребенку.
Есть разные дети: кого-то удовлетворяет и поверхностное общение, а кому то требуется родительская поддержка. Дом должен быть крепостью, но какая может быть у ребенка реакция, если он приходит и на него кричат за тройку?
Конкретно в том случае, как после попытки суицида ребенок оценивал свой поступок?
- На момент нашей встречи он не жалел о содеянном, а боялся. Единственное чувство, которое он испытывал — это страх перед родителями. Что его за это еще накажут.
Какова вероятность, что это не повторится?
- Это никто прогнозировать не может. Наша работа может считаться удачной, если родители пересмотрят свое отношение к ребенку.
Как улучшить отношения в семье?
- Детям обязательно нужно рассказывать о своих родственниах, приглашать друг друга в гости, прививать детям чувство сопричастности к семье.
Животные могут помочь разрядить обстановку в семье?
- Присутствие животного в доме оказывает очень благоприятный эффект. Они часто сближают людей и даже физически лечат.
Кто в основном обращается в ваш центр за помощью?
- Если брать взрослых, то это, как правило, женщины. С огромным комплексом проблем, которые накапливаются еще с юности. У мужчин тоже есть своя проблема, но между ними принято стараться решить проблему самому. Ко мне приходят не так много мужчин, но те, кто приходил, понимали, что им нужна помощь. На втором месте родители, которые обеспокоены поведением ребенка. На третьем — люди, у которых возникли конфликтные ситуации. Кстати, казанцы сейчас стали обращаться к психологу чаще, чем, например, два года назад.
В чем основная причина неуравновешенного внутреннего состояния?
- Прекрасно известно, что конфликт — одна из основных причин. Если анализировать последние случаи суицида, каждый из них так или иначе связан с конфликтом. Будь то конфликт между сверстниками, ребенком и родителем или ребенком и учителем. Важен даже не сам конфликт, а неумение его решить.
Мы знаем, что при возникновении конфликта, к примеру, в школе учитель не в силах разобраться в нем и либо наказывает(зачастую пострадавшего) либо говорит: А ну-ка пожмите друг другу руки и помиритесь. Ощущения чувства вражды по отношению друг к другу, чувства безнаказанности у обидчика и неудовлетворенности у пострадавшего остается. И дальше это так и будет продолжаться, потому что сам конфликт не решен.
Расскажите о вашей программе "Школа примирения"?
- Наши восстановительные программы как раз и являются профилактикой суицидов. Конретно в этой программе мы заключаем договор со школой, наши специалисты приезжают, обучают участников проекта: детей и кураторов, которые контролируют процесс. Преимущество нашей программы заключается в том, что дети сами мирят детей. Ребенку проще договориться и решить конфликт. Всего эта система включает три этапа. Первый — разговор с обидчиком, чтобы донести его вину, второй — разговор с пострадавшим, чтобы восстановить чувство справедливости. И общая беседа.
Как много школ задействовано в этой программе?
- Мы занимаемся этим с 2008 года. На данный момент эта программа работает в 25 школах по Татарстану. Главная цель — не количеством охватить школы, а качеством. Для введения программы нужно время. Сейчас большим подспорьем для нас является заключенное соглашение с казанским управлением образования.
Результаты работы уже есть? Возможно, в этих школах стало меньше детей, страдающих нервными срывами?
- Статистики пока не велось. Но нам сами учителя этих школ говорят, что в классах стало спокойнее. Кроме того, когда возникает проблема, люди идут в службу примирения, что также является критерием. Если конфликты не разрешать, то они уходят на невероятные высоты. К примеру, два ребенка поссорились, рассказали об этом родителям и на следующий день помирились. Родители уверены, что обидели именного его ребенка, идут к учителю, директору, в РОНО. Такая неприятная ситуация может возникнуть даже из-за пустякового конфликта.
Расскажите о работе вашего центра?
- В центре мы также обучаем подростков коммуникативным навыкам. Кто-то слишком закрытый, кто-то агрессивный. Есть группа и для маленьких: молодые психологи работают с детьми в возрасте от трех лет. После тренинга мне доставляет колоссальное удовольствие наблюдать единство наших педагогов и родителей этих детей. Я считаю, что родители, воспитатели и учителя должны работать в комплексе.
У вас есть и свое оборудование для релаксации?
- Для психологической помощи у нас есть темная сенсорная комната. Она полезна как для гиперактивных детей — они там успокаиваются, так и для детей с внутренними проблемами. В этой комнате основное воздействие происходит за счет света и звука.
Среди других средств релаксации - интерактивный бассейн. Это наша первая победа, мы были очень рады, что нам удалось его заполучить. Также, в скором времени у нас появится профессиональная пузырьковая колонна с водой и светом. Она очень широкая, а внизу у нее мягкий подиум. Будут также и сенсорные коврики. Они очень помогают детям, неуверенным в себе. Когда ребенок наступает на квадратик, он точно знает, что у него получится, и там загорится цвет. Он видит результат своего воздействия.
В кабинете у вас я также видела миниатюрную песочницу. Для чего она?
- Ребенку, зачастую, очень сложно сказать о своих проблемах. Поэтому мы предлагаем проиграть эту историю в песочнице. К примеру, пусть эти игрушки будут твоей семьей. И он всегда переносит свою больную ситуацию на игру. Кстати, когда семьи приходят на консультацию, первым делом руками в песок залезают не дети, а родители.
На фото - интерактивный бассейн в комнате психологической помощи для детей