McDonalds, IKEA, H&M, кто следующий? Какие иностранные бренды уйдут из Казани в ближайшее время
С начала спецоперации на Украине западные бренды стремительно покидают российский рынок. Недавно стало известно об окончательном уходе IKEA из России. Вслед за ней такое же решение принял шведский известный бренд одежды H&M.
Все российские магазины H&M закрылись еще 2 марта 2022 года. Однако в течение всего этого времени руководство компании надеялось, что ситуация устаканится, продолжали выплачивать две трети зарплаты сотрудникам и вносить арендную плату торговым центрам. Перед уходом H&M из России в магазинах сети пройдет распродажа продукции. По данным некоторых СМИ, торговые точки откроются с 1 августа и в течение месяца будут распродавать остатки товара на российском рынке до их полной реализации.
Впрочем, некоторые иностранные бренды, приостановившие работу в России, такие как Zara, Uniqlo или Bershka, пока еще не объявляли об окончательном уходе из страны. И в то время, как одни бренды из тех, которые приостанавливали деятельность в России, окончательно уходят из страны, другие возвращаются. Так, например, временно закрывавшиеся весной бренды «Reserved» и «Сropp Town» с июня работают в казанском ТЦ «Кольцо» в прежнем режиме, как нам сообщили в администрации торгового центра.
Ждать ли, что другие бренды, приостановившие свою деятельность в Росссии, вернутся? Об этом корреспондент Prokazan поговорила с руководителем центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Иреком Галямовым.
По мнению эксперта, вслед за H&M Россию покинут и другие западные бренды.
«Это все вполне ожидаемо. Те бренды, которые заявляли об уходе, будут уходить. Долго они не смогут и выдерживать арендную плату, и выплачивать зарплаты, и платить налоги», - считает Ирек Галямов.
На фото: Ирек Галямов. Фото предоставлено Иреком Галямовым
Уход иностранных брендов станет сильным ударом по торговым центрам.
«Западные бренды были якорными в торговых центрах. И на их трафик садились наши местные», - говорит эксперт.
По мнению экономиста, теперь наши бренды будут только терять, а потребность в одежде будет восполняться в большей мере за счет брендов из дружественных стран ( таких как, например, турецкий бренд Suvari), которые расширят свои линейки. Если же не пойдут продажи в торговых центрах, будет набирать обороты рыночная торговля. Впрочем, некоторым людям некомфортно покупать одежду на рынке из-за слишком жесткого и навязчивого маркетинга со стороны продавцов на нем, добавил Галямов.
Кроме того, с уходом некоторых западных брендов может возрасти популярность маркет-плейсов, специализирующихся на одежде.
Очень неоднозначная ситуация сложилась в отношении торговых центров.
«У них имеется задолженность перед банком. А для банков торговые центры являются непрофильным активом. Соответственно, банки не заинтересованы в том, чтобы торговые центры банкротились. Поэтому, я считаю, торговые центры должны на государственном уровне поддержать. Хотя, в принципе, весь бизнес сейчас находится в тяжелом положении. Поэтому выделять только торговые центры тоже неправильно», - отметил Галямов.
По мнению экономиста, бренды, решившие уйти с российского рынка, поступили неправильно.
«На мой взгляд, бизнес должен был все-таки сохранять нейтральную позицию в отношении политических решений», - говорит Галямов. – «Я считаю, что в случае возврата этих брендов, на них должна быть пометка: «Данный бренд в 2022 году поддерживал санкционное давление Запада». Люди, которые будут покупать там одежду, должны об этом знать».