Казанский реставратор рассказал, чем полезен рыбий жир и скипидар для шедевров 17 века
Где вы учились?
- Еще в детстве мне очень нравилось рисовать и моя мама предложила мне закрепить навыки профессионально. Закончив школу, учился в художественном училище, а сразу после армии поступил на исторический факультет казанского университета.
А как пришли к реставрации?
- Так получилось, что знакомый попросил меня привести в порядок старые иконы. Я сделал работу очень хорошо, люди были в восторге. Но так как реставрация в то время особых денег не приносила, я был и таксистом, и начальником караула, и директором УПТК (управление технической комплектации) на заводе, и даже председателем ТСЖ. Только в реставрации стал работать с 2009 года.
Что вы реставрируете?
- Наверное, все. Картины, мебель, книги, только до гобеленов и ковров не дошел (смеется).
Реставрация — не искусство. Но когда восстанавливаешь вещи, утратившие свой облик почти полностью, раскрываешься как художник. (прим. Ниже вы увидете картину, верх которой до реставрации вообще отсутствовал. Художник "нарастил" изображение и дорисовал скелет)
Что используете при работе?
- Масляные краски, различные кисти... Инструментов много на самом деле.
А чем, к примеру, вы расчищаете изображение?
- По-разному: спиртом, скипидаром и т.д. Есть целая шкала различных растворителей. Некоторые средства приходится смешивать, чтобы добиться нужного эффекта. Расчистка изображения методом проб проходит: что подействует, тем и пользуешься.
Сколько времени занимает реставрация?
- В зависимости от сложности, конечно. Потом нужно иметь ввиду, что художественная краска сохнет долго. А если начать ее искусственно сушить, она может потерять цвет.
В музее моими руками отреставрирована треть экспозиции.
У вас были работы, к которым вы боялись приступить? Из-за страха что-либо испортить.
- Нет, такого не должно быть. Если боишься, то и подходить не стоит. Например, когда я расчищаю изображение и использую различные растворители, для начала я пробую вещество где-то на уголке картины. Таким образом обезопасив процесс.
Реставрировать необходимо так, чтобы в дальнейшем проделанную работу можно было убрать. Иначе говоря, оставить все только авторское. Грунт или клей должны быть такими, чтобы потом их можно было размочить обычной водой. Клей, к примеру, делают из желатина или рыбьего жира. Краски используются почти те же, что и в средневековье. Только раньше художники покупали окись хрома, замешивали ее с оливой, а сейчас мы просто берем готовую краску в магазине.
При работе никогда ничего не портили?
- Нет! Тьфу, тьфу. В реставрации всегда лучше не доделать, чем переделать. Но я встречался с не качественными работами иностранных мастеров. В их работах часто замечал такие погрешности, как непопадание в цвет, пятна. В нашем деле огромное количество нюансов. К примеру, краску нужно использовать на пол тона светлее, потому что она со временем темнеет и выделяется.
При реставрации вы раскрываете какие-то секреты?
- Чаще всего на картине что-то проявляется после расчистки. Это могут быть закрашенные подписи художников, мелкие детали (одежда, украшения) и т.д.
Сколько времени изображение на картине, уже после реставрации, будет в сохранности?
- В хороших условиях 100-150 лет, в плохих — 50.
А какие самые благоприятные условия для хранения картин?
- Температура должна быть в пределах 18-22 градусов тепла. Влага и жара наиболее губительны. Мой знакомый как-то приобрел ценную мебель. Расставил ее дома, а она у него потрескалась. Он удивлялся отчего это произошло, а виноваты во всем оказались батареи.
У вас были заказчики, которые хотели, чтобы вы не просто отреставрировали, а заново нарисовали картину?
- Конечно. Но это я считаю глупой затеей. Лучше новое нарисовать отдельно, а старое подлатать и сохранить его ценность. Мы реставрируем картину, когда ее изображение и вообще колорит понятен. К примеру, нарисована дама, изображение руки нечеткое - я рисую эту руку. Далее наблюдаю, что у нее есть след от кольца — я также рисую и кольцо. Вот так и восстанавливаю.
Частные заказы к вам поступают?
- Да, поступают. Недавно реставрировал комод работы Андре-Шарль Буля. (прим. французский художник 18 века). Очень красивый и сложный предмет мебели. По крайней мере при реставрации. Я работал над ним 4 месяца.
У вас дома есть антиквариат?
- Я собираю монеты. А вот картины нет, если только не считать своих авторских.
Вы можете с одного взгляда определить возраст картины или любой другой старинной вещи?
- Легко.