Лучший учитель Казани по итогам 2012: " Чтобы работать в школе, приходится приносить справку, что ты не педофил"

Сергей, как вы стали учителем? Неужели это была ваша мечта?

- Я окончил КГУ и имею диплом «Историк. Преподаватель истории». Вообще-то я хотел стать работником высшей школы, но на момент окончания вуза не было предложений на факультете, а я еще студентом стал работать в школе. Так и остался и уже 8 лет являюсь учителем истории и обществознания. Никогда не считал эту профессию непристижной. Мне нравится работать с детьми и в то же время я продолжаю научную деятельность, закончил аспирантуру, опубликовал около 60 научных и методических работ.

Конкурсным заданием был урок в незнакомой школе, в незнакомом классе по теме, которая следовала в классном журнале. Чем вы покорили жюри?

- Уроки не должны представлять собой монолог учителя. Нужно организовать групповую работу и показать ученикам, чем этот предмет и знания могут им пригодиться на практике. Я в конкурсном задании предложил ребятам создать анкету-страницу вконтакте человека 15/XV века. Для этого им нужно было поразмыслить, какие у него могут быть интересы, кто мог бы быть его другом, какую музыку и произведения могли ему нравиться. Ученики увлеченно заполняли анкеты, вклеивали в них фотографии «пользователей». А ведь это еще и культура составления резюме, которая пригодится в жизни.

Что самое трудное в работе с современными детьми?

- Мотивировать их. В советское время учитель обладал беспрекословным авторитетом, дети учились сами, подчиняясь строгой системе. Сейчас все больше говорят о правах ребенка, забывая о правах учителя. Ученики могут и обматерить, и оскорбить, а ничего не делается для укрепления дисциплины. Часто дети приносят в школу ноутбуки, телефоны, которые занимают больше их внимания, чем урок. А законодательно запретить им это мы не можем. Поэтому надо прилагать максимум усилий, творчества, чтобы заинтересовать процессом обучения.

Как вы оцениваете нынешних школьников?

- Современные ученики обладают клиповым сознанием, они не умеют сосредотачиваться на информации. Но когда случается регресс в одной сфере, в другой происходит прогресс. Хотя у них ниже общий уровень знаний, они более компетентны в некоторых технических вопросах, более приспособлены к своему времени.

Как вам работается в женском коллективе?

- Мужчины сейчас считают зазорным работать учителями и являются редкостью в школе. Более того, при устройстве на работу приходится приносить справку, что ты не педофил. Но дело не в преобладании мужчин или женщин, а в конкретных людях. Здорово, когда работает команда единомышленников, объединенных одной целью. Тем более когда-то профессия учителя была мужской, только последние несколько десятилетий она считается женской.

Как вы планируете потратить премию, которую получили вместо со званием лучшего учителя года?

- Я жду лета, чтобы отправиться в путешествие. Пока не знаю, куда точно я отправлюсь, но я всегда мечтал побывать во Франции.

Хватает ли у вас времени на увлечения или все отдаете школе?

- В детстве я ходил в художественную школу, в студенчестве занимался вокалом. Сейчас тоже пишу песни и стихи. Люблю ходить в кино, на выставки, интересуюсь историей искусства и кинематографа. Стараюсь разнообразить жизнь. Летнее время стараюсь уделить научной работе, чтобы сосредоточиться и поразмыслить.

Теперь вы готовитесь к республиканскому этапу конкурса. Что нужно, чтобы победить?

- Нужно не только хорошо знать свой предмет, но и быть готовым к психологическим испытаниям и форс-мажорам, творчески и с интересом подходить к своей работе, любить свое дело и учеников.

Вам приятно, когда ученики выбирают для экзамена ваш предмет?

- Конечно. Через меня прошли около 10 000 школьников и студентов, многие мои ученики выбрали историю и обществознание в качестве экзамена. В этом году мой предмет в качестве экзаменационного занимает 1 место после русского и математики. Есть случаи, когды выпускники поступали на исторический факультет. Но я не призываю всех быть историками. Я всегда говорю, что нужно выбрать такую профессию, в которой можно состояться и быть успешным. А если есть желание стать историком, по большому счету надо ехать в Москву или Питер.