"Каждая находка - шанс раскрыть подвиг": как казанские поисковики ищут пропавших солдат ВОВ
Неделю назад, 9 мая, мы отпраздновали 77-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В этом году миллионы людей по всей России стали участниками акции Бессмертный полк, которые вновь прошлись по центральным улицам городов с фотографиями тех, кого дождались, и тех, кто не вернулся с фронта.
С каждым годом число без вести пропавших солдат становится меньше, а родственников, которые находят своих героев все больше. Во многом эта заслуга поисковиков, людей, которые круглый год в любую погоду приезжают на места сражений и ищут останки солдат, павших в Великой Отечественной войне.
Они не получают зарплат, их профессии не учат в институтах, а дело их трудное, иногда и опасное. Всех их объединяет лишь память о героях, которые защищали нашу Родину. Поэтому ежегодно, вооружившись картами, архивными документами и лопатами, поисковики отправляются на поиски безымянных, но не забытых бойцов.
"Поиск тронул мое сознание сильнее всего"
Prokazan.ru поговорили с Андреем Модвиновым, который является членом Координационного совета "Поисковое движение России" и представителем в Приволжском Федеральном округе.
Свою деятельность в качестве поисковика он начал в 2009 году. Все началось с посещения семинара «Вопросы создания и развития поисковых отрядов в учреждениях профессионального образования Республики Татарстан», который в итоге изменил его жизнь. Он не только вступил в поисковой отряд, но и создал свой в КНИТУ под названием “Химик”, который уже в 2012 году получил разрешение на ведение самостоятельной поисковой деятельности.
“Я на тот момент был достаточно деятельным молодым человеком: был председателем студенческого союза факультета, волонтёром, играл в «Что? Где? Когда?» и участвовал в СТЭМе, но именно поиск тронул моё сознание сильнее всего”, - рассказал он.
"Погиб за сутки до окончания Керченской операции"
Фото: Розалия Димухамедова/ Группа Вконтакте Поисковый отряд "Химик" (КНИТУ)
По словам Андрея, поисковики ездят в экспедиции, чтобы найти человека, опознать его и постараться вернуть его на Родину. Поэтому, если найдется предмет, по которому можно опознать бойца, это и будет самой ценной находкой для каждого поисковика.
“В прошлом году в студенческой экспедиции в Крыму, на которой я присутствовал, парень из поискового отряда “Книга памяти КАИ” нашел Медаль “За отвагу”. В конечном итоге оказалось, что эту медаль потерял сам боец, примерно за неделю до своей гибели. Получил он ее за то, что под обстрелом смог протянуть неоднократно линию связи и восстановить ее после бомбежки тоже неоднократно. К сожалению, боец погиб за сутки до окончания Керченской операции, так еще перед этим медаль потерял. Нам удалось найти родственника этого бойца и вернуть в прошлом году эту медаль, как реликвию обратно в семью”, - рассказал нам Андрей Мордвинов.
Фото: Розалия Димухамедова/ Группа Вконтакте Поисковый отряд "Химик" (КНИТУ)
Поисковики каждый год находят тысячи солдат, только за 2021 год "Поисковое движение Республики Татарстан" участвовало в 34 экспедициях, в которых были подняты 395 солдат и офицеров, из которых восемь снова обрели свои имена.
“За экспедицию можем найти до ста человек, но это в среднем. Можем и двадцать найти. Для нас даже нулевой результат в экспедиции - это тоже результат. Значит в том месте, где мы искали, либо бойцов забрали, либо они выжили. Переходим в другое место. По-моему, за прошлый год поисковики со всей России нашли более 12 тысяч человек. Только на Волгоградской вахте нашли более 40 человек. Среди них удалось опознать по останкам девушку. Как раз по донесению в этом месте получила характерное ранение, которые мы тоже обнаружили, одна единственная дама. Сейчас мы ищем родственников, чтобы сравнить днк и понять, эту ли мы девушку нашли или нет”, - поделился Андрей.
Как происходит поиск родственников?
Самый верный способ опознать солдата, как рассказал нам Андрей Мордвинов, это конечно же найти посмертный медальон, эбонитовая капсула толщиной примерно с мизинец и длиной с половину мизинца взрослого человека.
“В этой капсуле обычно находится вкладыш, в который боец вписывал свое имя, звание, имена своих родственников, откуда он и прочее. Если нам удается найти такой медальон, к примеру, далее мы обращаемся в военкомат или к поисковикам того региона, из которого боец прибыл. Если мы знаем, например, только имя, делаем запрос в архив и там уже узнаем полностью его инициалы, откуда боец прибыл, кто его родственники. После начинаем на местах его поиски. В селе гораздо проще искать, если солдат из большого города, то обращаемся в ЗАГСы”, - поделился с нами член Координационного совета "Поисковое движение России".
После того как найдено приблизительное место проживания солдата или офицера, поисковой отряд дает информацию о нем в социальных сетях или через официальные каналы, такие как сми, телевидение. Когда родственники откликаются, появляется возможность передать родственникам останки и реликвии, которые были найдены рядом с найденным бойцом.
Фото: Нелля Пулатова/Группа Вконтакте Поисковый отряд "Химик" (КНИТУ)
Одна из таких запоминающихся историй затронула и самого Андрея Мордвинова в 2013 году.
“Прямо перед Универсиадой в Казани мне написал Дмитрий Поштаренко, сейчас довольно известная личность, так как он делает трехмерные панорамы по всей России и является руководителем творческой мастерской «Невский баталист». На тот момент мы были с ним знакомы буквально два месяца. Познакомились на создании “Поисковое движение России”. В июне месяце ночью он мне написал, что нашли бойца из Татарстана, если есть возможность помочь, то помоги. Я сказал, что такая возможность есть, нужно прислать только мне все данные. На утро я пошел на учебу, потом на работу. Я открываю ноутбук и понимаю, что я бы не уснул, если бы прочитал полученную информацию ночью. Так как в медальоне было написано ТАССР Агрызский район Азевский сельсовет, а это родное село моего отца. Я тут же звоню в деревню и выясняю, что там действительно проживал этот человек, собственно напротив моего дяди до сих пор стоит его дом. Мы отправились туда, нашли всю информацию о нем. Оказалось, что у бойца живы еще две дочери и сын. В конечном итоге сын съездил на захоронение своего отца. И таких историй очень много происходит каждый год”, - рассказал нам Андрей.
Фото: Нелля Пулатова/Группа Вконтакте Поисковый отряд "Химик" (КНИТУ)
По словам нашего собеседника, абсолютно каждая находка - сама по себе открытие новой страницы истории. Работая на полях сражения, понимаешь насколько поверхностны знания обычного человека по истории тех событий, которые происходили там.
“Находишь там какой-нибудь котелок, на котором написано имя, нарисована березка или еще что-то, и глядя на это, ты понимаешь, что здесь был человек, он свой котелок подписал, вечерами он на этом котелке рисовал какие-то отдельные детали. Бывают конечно и опасные находки, но мы работаем строго по технике безопасности. О местонахождение сразу сообщаем саперам”, - отметил Андрей.
Прямо сейчас студенческие поисковые отряды работают в Ленинградской области, традиционной для Татарстана поисковой местности, близ города Любань, на месте гибели второй ударной армии, где лежит очень много наших земляков, которых прямо сейчас ищут поисковики. Уже на лето запланирована студенческая экспедиция в Волгоградскую область, а осенью поисковики поедут в республику Крым на поиски без вести пропавших солдат.