Компания Локомотивные технологии
В 2009 году была утверждена новая концепция развития РЖД и стартовала реформа монополии. В результате была образована сложная коммерческая структура, постепенно превратившаяся в сервисный вертикально-интегрированный холдинг, управление которым было возложено на ООО «Локомотивные Технологии». На момент своего образования она представляло собой сложную структуру, но дальнейшее развитие показало целесообразность выбранного руководством пути. Только одним из свидетельств этого являются положительные отзывы о компании Локомотивные Технологии.
Первой «ласточкой» реформаторской деятельности стало выделение из монополии ОАО Желдорреммаш. До 2012 года компания осуществляла самостоятельную деятельность, а затем была приобретена крупнейшим поставщиком подвижного локомотивного состава — компанией Трансмашхолдинг. В 2014 году РЖД заключили уникальный 40-летний контракт на осуществление обслуживания локомотивного парка (около 15 тыс. единиц техники) с «дочкой» ТМХ – компанией ТМХ-Сервис. Последней были также переданы в эксплуатацию локомотивные депо РЖД. Эту сложную корпоративную пирамиду и возглавила УК ЛокоТех.
На момент своего образования новая корпоративная структура стала сложным, неповоротливым механизмом с запутанной системой управления. Причиной этого было наличие собственного управленческого аппарата в каждой структурой единице холдинга. Для того чтобы решить возникшую проблему дублирования функций, все управление было передано «Локомотивным технологиям», а центральные аппараты структурных подразделений были устранены.
Сфера деятельности
В структуру вновь образованного молодого холдинга вошло несколько самостоятельных компаний, выполняющих различные функции. На «ЛокоТех» были возложены управленческие задачи, ставшие основной сферой её деятельности. Состав холдинга включает в себя:
- Техническое обслуживание и проведение текущих ремонтных работ ТПС осуществляют две структурные единицы – ТМХ-Сервис (ТМХС) и ООО ЛокоТех-Промсервис (ЛТПС). Основным клиентом первой является монополия РЖД, вторая организация сотрудничает с коммерческими компаниями, эксплуатируемыми локомотивную технику.
- ОАО «Желдорреммаш» (ЖДРМ) отличается широкой сферой деятельности. Работа этой компании включает в себя не только ремонт и модернизацию ТПС, но и производство тепловозов на базе ТЭМ31, выпуск запчастей и комплектующих.
- Вопросы обеспечения аренды оборудования и локомотивной техники находятся в ведении ООО ЛокоТех-Промсервис (ЛТПС).
- Вопросами поставок занимается «Торговый дом ТМХС» (ТД-ТМХС). Это подразделение полностью отвечает за обеспечение необходимыми ресурсами машиностроительных и ремонтных заводов.
- ООО АВП Технология (АВПТ) – единица, в ведение которой находится разработка современных технологий энерго- и ресурсосбережения.
Клиенты «Локомотивные Технологии» — это не только РЖД, но и коммерческие структуры, владеющие тяговым подвижным составом. Российские Железные Дороги являются основным клиентом нового холдинга. Отзывы клиентов о компании ЛокоТех позволяют сделать практически однозначный вывод об её успешном развитии. Благодаря реализуемому руководством холдинга подходу, удалось успешно решить целый ряд проблем, модернизировать многие важные сегменты.
Реализованные проекты
Несмотря на то, что ЛокоТех — молодое предприятие, оно уже реализовало несколько успешных проектов. Крупнейшим стал проект «Локомоушн», суть которого заключается в переходе заводов на тактовый режим сборки. Реализация этого проекта позволит полностью изменить весь производственный цикл, который будет строиться по принципу конвейерной автоматизации техпроцессов с детальным, практически поминутным, регламентом работ на каждом участке. После внедрения нового регламента планируется увеличить производительность труда на заводах на 22%. Впервые проект был внедрён на локомотиворемонтном заводе в Улан-Удэ. За ним последовала модернизация завода в Воронеже.
Наиболее крупные контракты, реализованные холдингом ЛокоТех, показали рост КТГ 6-7%. По всем реализуемым компанией проектам уже можно получить удовлетворительные отзывы о ЛокоТех. В целом, развитие новой структуры проходит весьма успешно.
Проблемы и перспективы
Несмотря на видимые успехи в развитии холдинга, не обходится и без проблем. Крупнейшим клиентом является монополия РЖД, с которой в 2014 году был заключён 40-летний контракт на обслуживание и ремонт ТПС, по условиям которого стоимость работ была привязана к протяжённости пройденного магистральным локомотивом пути или времени работы магистрального локомотива. На момент разработки условий этого договора отмечался рост железнодорожных грузоперевозок. В таких условиях рост прибыли холдинга составил бы 3-5%.
После серьёзного спада в транспортной отрасли, ситуация в корне изменилась. Сокращение спроса на грузоперевозки автоматически привело к сокращению пути, пройдённого ж/д составами. В результате ЛокоТех не только не получила запланированного роста прибыли, но и начала терпеть убытки. Выходом из положения стали коммерческие структуры, на балансе которых находятся маневровые локомотивы.
Даже в условиях спада спрос на ремонт локомотивной техники у РЖД очень велик, так как износ парка составляет около 66%. Для поддержания нормального состояния парка ТПС в таких условиях требуется ежегодный заводской ремонт не менее 4 тыс. единиц, в то время, как производственные мощности ЛокоТех способны на настоящий момент обеспечить ремонт не более 3 тыс. единиц подвижного состава.
Несмотря на имеющиеся сложности, холдинг имеет хорошие перспективы развития и весьма амбициозные стратегические планы. Руководство ЛокоТех планирует расширить сеть своего присутствия не только в регионах России, но и в других странах. Базой для диверсификации должно стать наличие уникальных технологий, квалифицированного персонала, годами оттачивавшего свой опыт на разных участках железных дорог, возможность разработки и внедрения проектов модернизации не только локомотивов, но и других сложных машин с электроприводами большой мощности.