Интервью Ильи Щербовича, президента UCP

Илья Щербович о деловом климате: российские компании должны стоить больше

В беседе с журналистом «Ведомостей» Анастасией Голицыной президент группы компаний UCP Илья Щербович поделился мнением о российском фондовом рынке, отношении к инвесторам в нашей стране и о том, как стоит бороться с госрегулированием в интернете.

Приводим фрагмент интервью.

— Илья, давайте поговорим о деловом климате. Основатель «ВКонтакте» Павел Дуров заявил, что в России невозможно работать, в частности, в интернет-бизнесе, потому что условия здесь неблагоприятные. Можете это прокомментировать?

— Я работаю на фондовом рынке с 1994-го года. Фондовый рынок — зеркало экономики и деловой жизни в стране. В 2014 году показатели отечественного рынка были худшими в мире, даже Украина нас оставила позади. Капитализация крупнейших российских компаний просто ниже плинтуса. Кстати, больше половины фондового индекса составили предприятия с государственным участием или с госконтролем. Они торгуются на таких мультипликаторах, что страшно становится. По сути, это якорь, тянущий фондовый рынок вниз. Сложилась ситуация, при которой, инвесторы не удовлетворены происходящим и совсем не чувствуют хорошего к себе отношения.

Интересен подход регуляторов и правительства к этому вопросу. Мне кажется, не должно быть антагонизма между величием страны и стоимостью наших компаний. Возьмём, к примеру, Китай. Там до сих пор правит Коммунистическая партия, но с капитализацией компаний всё не так плохо. В России же налицо какое-то противоречие. Все наши компании с госучастием торгуются по феноменально низким мультипликаторам. Причин много, можно часами говорить о них, но в основе — отношение к инвесторам и практика корпоративного управления. Я считаю, надо осознать свои проблемы и начать их решать. Такие компании, как «Роснефть», «Газпром», «Россети», «Транснефть» должны быть в разы дороже.

Возвращаясь к интернету и заявлениям Павла Дурова о том, что происходит в стране. Я согласен, что регулирование интернета ужесточается. Это процесс, в котором нужно цивилизованно участвовать, отстаивать свои интересы. С теми же проблемами сталкиваются «Яндекс» и Mail.ru — публичные компании с российскими и международными акционерами. У них есть процедура, как с этими вопросами обходиться, как принимать решения. В  регулировании любой отрасли существуют цивилизованные механизмы. Посмотрите на финансовый сектор. После 2008 года во всём мире он подвергся просто сумасшедшему контролю. Но банки и финансовые институты объединяются в ассоциации и ведут переговоры с регулятором, пытаются чего-то добиться. В отношении «ВКонтакте» я лично говорил Павлу много раз: я не вижу усилий, которые компания приложила для того, чтобы поучаствовать в ассоциациях, переговорах. Легче всё бросить и уйти, чем убедить людей и попытаться повлиять на сложившийся порядок вещей.