Казанские дети все чаще ведут себя тревожно, впадают в депрессии и панические атаки
Сейчас часто стали говорить о депрессии, в том числе и детской. И это очень хорошо. Важно, чтобы родители понимали, каково ее истинное лицо. В современном мире круговорот постоянных перемен, информационная перегрузка и завышенные ожидания приводят к тому, что расстройство тревожного спектра становится повсеместным явлением у детей.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество
Дружинина Анастасия, специалист психологического центра Павла Федоренко рассказала нам в интервью, что их центр специализируется на тревожно-депрессивных расстройствах. Чаще всего специалисты работают с повышенной тревожностью детей, которая, в свою очередь, выливается в самые разные симптомы – навязчивые мысли и действия, расстройство пищевого поведения, агорафобия* и другие проявления.
*Агорафобия — боязнь открытого пространства, открытых дверей; расстройство психики, в рамках которого появляется страх скопления людей.
Ребенку трудно справиться с эмоциями, и этому есть научное объяснение
Анастасия поделилась: "Кроме тревожности, родителей зачастую беспокоит эмоциональная несдержанность подростков, поведенческий бунт и протест, девиантное поведение. Это порождает конфликт родителей и детей, что в результате выводит ситуацию из-под контроля."
Эмоциональные проблемы часто обретают свой старт в подростковом возрасте - это связано с активным созреванием лимбической системы отвечающей за эмоции. При этом созревание префронтальной коры, отвечающей за саморегуляцию, запаздывает. Это и становится самой распространенной причиной проблем подросткового возраста.
По словам психолога, сегодня инициатором консультации с психологом может стать и ребенок. Такое бывает, когда подросток не может рассказать о своих проблемах родителю по тем или иным причинам. Согласитесь, не всегда уровень доверия позволит ребенку поделиться постыдными и условно запрещенными мыслями.
"Крайности до добра не доведут"
При этом, чаще детей приводят родители, которые обеспокоены состоянием или поведением чада. Причиной может стать гиперопека, повышенный контроль поведения и состояния ребенка. Тогда даже обычные поведенческие реакции глазами мамы или папы сведутся к «не норме». Равно как и обесценивание достаточно серьезных проблем ребенка может привести к последствиям - таким как, например, обсессии* или расстройство пищевого поведения. Это объясняется, как раз, непониманием того, что нормально в этом возрасте, а что нет. Очевидно, крайности до добра не доведут.
*Обсессия — синдром, представляющий собой периодически, через неопределённые промежутки времени, возникающие у человека навязчивые нежелательные непроизвольные мысли, идеи или представления. Человек может фиксироваться на таких мыслях, и при этом они вызывают негативные эмоции или дистресс, причём от таких мыслей трудно избавиться или управлять ими. Обсессии могут быть (но не обязательно) связаны с компульсиями — навязчивым поведением.
— "Я всегда спрашиваю ребенка, кто решил прийти на консультацию. И если инициатор - родитель, пытаюсь понять, чего же хочет сам ребенок. Я встаю на равную с ним позицию, и мне важно его мнение, понимаете? Часто только такой подход может привести к доверительным отношениям. Ведь, как правило, именно отсутствие понимания со стороны близких и социума провоцирует проблемы. И тогда ребенок находит поддержку в психологе. А в процессе доверительных консультаций мы формируем личный запрос, который чаще всего совпадает с запросом родителей." — объясняет Анастасия.
Как родителям понять, что является признаком психического расстройства, а что можно отнести к поведенческому настроению, которое со временем пройдет?
На примере тревожности, можно сказать так. Сейчас у современных детей очень много невротизирующих факторов: многозадачность, избыток информации, неопределенность. Говоря это, мы не относим чувство тревожности к "запрещенным". Более того, любые чувства нормальны. Главное, чтобы они соответствовали ситуации.
Например, если ребенок скажет: "У меня экзамен и я тревожусь" — скорее всего, родителю не о чем переживать. Но если ребенок тревожится по поводу того, что еще не случилось и может не случится никогда, если тревога приобретает хронический характер или симптомы избыточны, значит, тревога дисфункциональна и с ней необходимо работать.
Родитель точно обратит внимание на телесные и поведенческие симптомы: если ребенка постоянно тошнит, когда он идет в школу или он не может уснуть, перестал нормально есть, то лучше обратиться к психологу.
Очень часто у подростков случаются эмоциональные подъемы и спады. И одно дело, если ваш ребенок просидел целый день в своей комнате, а на следующий побежал гулять с друзьями. И совсем другое, если спад длится 2 недели и сопровождается расстройством сна и приема пищи - это уже не просто подростковые перепады настроения. Понимание разницы важно, так как именно это позволит вам вовремя среагировать на тревожный сигнал и не допустить серьезных последствий. Ведь психика детей гибче, что позволяет получать результаты быстрее, нежели чем проблем во взрослом возрасте.
Взрослым нужно начать с себя
Также Анастасия советует уделять особое внимание не только среде, в которой находится ребенок. Важно адекватно оценивать уровень влияния родителя и серьезно относиться к этой ответственности: "Среда - это семья, школа, спортшкола и так далее. И, безусловно, ребенок будет впитывать привычки, идеи и взгляды на жизнь словно губка. Родители же - это люди, которые влияют на развитие ребенка первостепенно. Продолжая аналогию, можно сказать, что родители учат не впитывать все подряд и фильтровать поступающую информацию. Это значит, взрослым нужно начать с себя. Из моей практики, тревожные дети - как правило, дети тревожных родителей. Ребенок копирует поведение взрослого, опирается и ориентируется на него."
Родителям не стоит решать все проблемы за ребенка, как бы этого ни хотелось. Позвольте ребенку ошибаться. Позвольте ему получить этот опыт и извлечь уроки! В противном случае вы рискуете вырастить "тепличного" ребенка, неизбежная сепарация пройдет очень болезненно, а выросший ребенок будет не готов жить в социуме и решать уже большие, серьезные проблемы.
Мы же из желания помочь, как раз не даем получить это, оберегаем, пытаемся подстелить соломку. Да, мы должны быть опорой, когда это необходимо, но не мешайте естественному развитию. Сильный, внутренне взрослый родитель, смысл жизни которого не заключается только в ребенке, станет хорошим примером и сильной уверенной опорой для ребенка.
Тревожность поколения Альфа: дети с тонкой душевной организацией
Дети, рожденные после 2012 года - поколение Альфа. Они более ранимы, серьезнее относятся к личным границам и с первых лет жизни находятся в тесном контакте с планшетами, смартфонами и компьютером. И мы уже можем наблюдать последствия последнего - запаздывание речевого развития, замедление развития моторики, несформированность сюжетно-ролевой игры, снижение любознательности и гиперактивность.
Проблемы вытекают из особенностей времени. Возьмем хотя бы школу - родительские чаты, детские чаты, чаты с преподавателем и без него, чаты на день рождения, чаты на мероприятия... Огромное количество оповещений, уведомлений.
Да, теперь коммуникации и знания доступны, однако этого становится настолько много, что дети путаются. И чтобы разобраться, им приходится обрабатывать все больше и больше информации, а ресурсы мозга не бесконечны.
Ситуацию усугубляет "ненасытность" ожиданий родителей и школы. В результате ребенок постоянно находится под давлением ответственности за свои успехи. Причем, мы хотим и высокий результат, и чтобы ребенок был спокоен и счастлив. Все это невротизирует современных детей. Тревожность растет и мы замечаем рост неврозов у детей.
К проблемам, вытекающим из среды, также относится влияние интернета. Родителям, очевидно, сложно контролировать подростка, который остро реагирует на нарушение его границ. При этом бесконтрольны даже дети младшего школьного возраста - телефоны и планшеты доступны всем, и мало кто ограничивает доступ детскими тарифами. Поэтому к нам часто обращаются с тем, что дети подцепили из сети. Фобии из игр-хорроров, травмы от переписок с извращенцами и навязчивостью новостных лент.
Замечаете за своим ребенком признаки тревожного состояния?
Как показывает практика, залогом достижения стабильного результата служит не только психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления. Главное, чтобы ребенок чувствовал любовь, поддержку родителей и собственную значимость. Добиться этого можно разговаривая с детьми, слыша их позицию. Ведь современные подростки, как подчеркнула Анастасия Дружинина, гораздо более свободные. У них есть своя точка зрения, которую следует слышать, уважать и принимать во внимание.
- Сайт: fedorenko.info
- Адрес: г. Казань ул. Лево-Булачная д. 16
- Бесплатный звонок по России: 8(800)201-00-15