Получение лицензии МЧС: самостоятельно или с посредником?
К компаниям, выполняющим любые работы, связанные с противопожарной безопасностью, государство выдвигает особые требования. Это неудивительно, так как именно от их деятельности зависит жизнь и здоровье людей. Там, где есть требования, есть и контроль выполнения. Именно последним уполномочено заниматься Министерство чрезвычайных ситуаций.
Чтобы получить разрешение выполнять те или иные работы, необходимо пройти лицензирование. Перечень услуг, подлежащих лицензированию, приведен в Постановлении Правительства №1225 от 30.12.2011 и приказе МЧС №665 от 16.10.2013. Ещё раз: без разрешения МЧС заниматься этими видами деятельности запрещено. Санкции самые разные: от штрафа до закрытия предприятия.
Лицензия выдается по месту регистрации компании, но вести деятельность она может по всей территории России. Например, организация зарегистрирована в Екб, соответственно, ей понадобится лицензия МЧС в Екатеринбурге. Получить разрешительный документ можно как своими силами, так и при помощи посредника. У каждого из этих решений есть свои плюсы и минусы. Какие именно — узнайте ниже.
Особенности самостоятельного получения лицензии МЧС
В первую очередь необходимо определиться, какой сотрудник будет ответственным за получение лицензии. Нужно учитывать, что, скорее всего, этот специалист не будет успевать выполнять свои непосредственные обязанности (или, по крайней мере, большую их часть). Поэтому его обязанности придётся распределить между остальным персоналом или вовсе отдать на аутсорсинг. Чаще всего такую задачу поручают офис-менеджеру, секретарю либо наименее загруженному в определенный период специалисту.
Что предстоит сделать этому сотруднику? Алгоритм действий таков.
-
Определение списка требований к компании-соискателю
Зависит от типа работ, которые будет выполнять компания. Важно: получать лицензию необходимо на каждый тип. В этот список входит персонал достаточной квалификации и опыта, наличие оборудования и инструментария, сбор требуемой документации.
-
Персонал
Министерство чрезвычайных ситуаций выдвигает такие требования к компании-соискателю касательно области персонала:
-
работа в компании по трудовому договору либо по совместительству;
-
образование в сфере лицензируемой деятельности;
-
как минимум, половина сотрудников должна иметь трудовой стаж в лицензируемой деятельности от трех лет;
-
повышение квалификации минимум раз в 5 лет.
Необходимо проверить, подходят ли уже работающие сотрудники под эти требования. Если нет, следует исправить ситуацию: отправить специалистов на курсы повышения квалификации, получение образования или же нанять новых сотрудников (можно и по совместительству). Чаще всего приходится выполнять именно последний шаг.
3. Оборудование
В соответствии с видом деятельности МЧС выдвигает требования к лицензируемым компаниям по наличию спецоборудования. Это могут быть манометры, рулетки, компрессоры, зарядные станции и так далее. Важно, что оборудование и инструменты должны соответствовать требованиям по наименованию, техническим характеристикам и назначению.
Удобно, что МЧС разрешает не покупать оборудование (хотя это тоже возможно), а брать его в аренду.
4. Документация
Переходить к этому этапу следует только после того, как предприятие будет соответствовать требованиям Министерства в области персонала и оборудования. В противном случае собирать документы не будет смысла.
Понадобится предоставить в ведомство свидетельство о регистрации юридического лица, устав (плюс все изменения), документация персонала, чек об уплате госпошлины и так далее. Все документы должны быть корректно оформлены.
5. Проверка ведомства
Бывает документарной и выездной. В редких случаях представители МЧС ограничиваются документарной проверкой. Чаще всего они отправляются на выезд — изучать, соответствует ли компания требованиям.
Главный минус самостоятельного получения лицензии — высокий риск отказа из-за ошибок на любом этапе. В таком случае теряется время и, соответственно, деньги, так как нет возможности заключать выгодные контракты.
Секреты получения лицензии МЧС при помощи компании-посредника
По сути, посредник предоставляет консультационные, информационные и административные услуги. Например, компания «Альфаконсалтинг» выделяет персонального менеджера, который в команде с юристами и специалистами по лицензированию и сертификации работает над проектами.
В частности, компания берет на себя:
-
четкий анализ — соответствует ли соискатель требованиям МЧС;
-
если нет — какие шаги необходимо предпринять;
-
поиск персонала и оборудования;
-
сбор и корректное оформление документации;
-
сопровождение при проверке ведомства;
-
получение лицензии и вручение её клиенту.
Риск отказа получить лицензию сводится к минимуму. Таким образом, оплата услуг посредника полностью компенсируется преимуществами сотрудничества с ним: отсутствием необходимости тратить время сотрудников на подготовку к лицензированию, получением лицензии с первого раза, возможностью заключать контракты сразу же после получения разрешения.