Сто тысяч рек и озер, парки, монастыри, сплавы. Казанцев пригласили в Карелию
Журналист ProKazan ознакомился с туристическими возможностями одного из самых необычных регионов Северо-Запада России. Его потенциал презентовали в Госкомитете по туризму Республики Татарстан.
В Казань из Карелии прибыла значительная делегация во главе с вице-премьером республики Дмитрием Родиновым, курирующим вопросы экономики, а также начальником управления туризма Екатериной Биктимировой и исполняющей обязанности гендиректора корпорации развития Карелии Ольгой Волковой. Вместе с ними в столицу Татарстана приехали те, кто непосредственно занимается оказанием туристических услуг на месте.
О финке и Маннергейме
С самого начала сложилось ощущение, что встреча эта организовано не для журналистов, а для поиска партнеров в нашем регионе. Наших коллег на мероприятии можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Регион сейчас активно развивает туристическую отрасль. В прошлом году его посетило 800 тысяч туристов и экскурсантов. По словам Екатерины Биктимировой, это только зарегистрированные отдыхающие. В 2019-м году рост учтенного турпотока ожидается примерно на 5%. Среди иностранных туристов 90% - это граждане Финляндии. Как известно из истории, соседняя страна на протяжении чуть больше чем 100 лет входила в состав России на правах автономного великого княжества. А одним из первых руководителей независимой Финляндии стал генерал свиты последнего российского императора барон Маннергейм. До 1940-го года часть современной Карелии входила в состав его страны, пока СССР не отодвинул границу военным путем, прорвав знаменитую сеть укреплений – «Линию Маннергейма».
Во время второй мировой войны Финляндия из-за последствий присоединилась к гитлеровскому вторжению в Россию, заблокировав с севера Ленинград. Заняв акваторию Ладожского и Онежского озер в начале войны, финны остановились на реке Свирь. А в 1944-м году были вытеснены на границу 1940-го года, установленную по итогам советско-финской войны. Так что, представители Суоми нередко приезжают на свои старые земли, где на протяжении многих веков жили их предки.
- Раньше большая часть гостей из Финляндии – это ностальгический туризм. К сожалению, таких туристов становится все меньше. И сейчас мы боремся за семьи с детьми и молодежь. Для них мы стараемся придумать как можно больше активностей, событий, - рассказала корреспонденту ProKazan Екатерина Биктимирова.
Да, как начальник управления туризма Карелии не раз отмечала в ходе встречи, при поездке в Карелию можно посетить еще и соседнюю страну. Для этого вам понадобится шенгенская виза, лучше многоразовая. При этом удобнее будет путешествовать на собственном автомобиле, расстояния в Карелии огромные.
В Петрозаводск из Москвы, недорого
Транспортная доступность в нашем понимании у Карелии пока не очень. По деньгам добираться до Петрозаводска, столицы региона, относительно недорого, но накладно по времени. Часть туристов, направляющихся в Карелию, делают промежуточную остановку в Москве или Петербурге.
Из Москвы до Петрозаводска ходят поезда и летает лоукостер «Победа», а из северной столицы добраться можно на поезде или автобусе в рамках экскурсий и просто так. Архангельск и Мурманск мы в расчет не берем, поскольку эти города не являются хабами для поездки в Карелию, разве что для жителей северных регионов.
Что касается цен на дорогу, то прямой перелет из Москвы в Петрозаводск с вылетом в мае обойдется в 1000 рублей без багажа и выбора места в одну сторону, летом – от 1750 до 3500 рублей. Обратно билет обойдется в такие же суммы, если налегке. На поезде без ограничений по багажу можно уехать за 1200 рублей. Дорога по земле займет около 12 часов.
Из Питера ближе
Во-первых, если хотите воспользоваться Северной столицей при поездке в Карелию, не обязательно ехать именно в Петрозаводск, можно сразу отправиться в горный парк «Рускеала», расположенный у финской границы. Там очень красиво как летом, так и зимой. Это бывший мраморный карьер с пещерами и озерами. Добытые здесь камни применялись в отделке Исаакиевского собора, дворцов и станций метрополитена.
Во-вторых, из Петербурга в летний период ходят туристические теплоходы на остров Валаам, расположенный на Ладожском озере – самом крупном в Европе. Но не только на них можно туда добраться. Из городов Сортавала и Приозерск до острова ходят суда на подводных крыльях. Что там интересного? Природа и чудесный монастырь, в котором нередко бывает и президент. Хор обители известен далеко за пределами России. Из минусов – переменчивость погоды. В случае шторма, а на Ладоге они бывают порой с волнами высотой 4 метра, вы можете задержаться там на неопределенное время, либо просто до него не добраться, заплатив за трехдневный круиз 26 тысяч рублей вдвоем или от 8 тысяч за поездку на «Метеоре» туда-обратно.
В-третьих, если вы все-таки хотите посетить Петрозаводск, то на поезде из Петербурга дорога займет не более семи с половиной часов и около 1200 рублей в плацкарте или на сидячем. А уже оттуда на автобусах можно ездить по всей Карелии. Столица Республики стоит на берегу живописного Онежского озера и там тоже есть известные и интересные достопримечательности. Конечно же, речь об острове Кижи и его комплексе религиозных сооружений, построенных в XVIII веке. Добираться до него имеет смысл либо на «Метеорах», либо на лодках местных жителей с других островов. А если хотите лакшери отдых, то на круизном теплоходе. Третий вариант кратно дороже всех остальных.
Ну, что тебе сказать про Соловки? На островах капризная погода
Также местные компании советуют посетить Соловецкие острова, хоть это и Архангельская область. Добираться туда дешевле именно из Карелии. Можно либо купить тур за 5000 рублей, либо доехать на поезде до портов Кемь или Беломорск и отправиться до архипелага на теплоходе. Когда-то в монастыре располагался советский концлагерь и именно этим Соловки сейчас известны.
Тем не менее, у обители богатая дореволюционная история, также по большей части тюремная – сюда, на Белое мере, в царские времена ссылали политзаключенных. Была в истории монастырских стен и героическая страница – в 1854-м году монахи и охрана тюрьмы отбили нападение двух британских кораблей, во время Крымской войны. Да, не удивляйтесь, англичане воевали против нас не только на юге. Не зря в их историографии эта война называется Восточной. Тогда нападениям подверглись даже крепости на Дальнем востоке, не говоря уже о европейской части России, но нигде, кроме Крыма, действия противника успехов не принесли.
Кроме того, на острова можно добраться на самолете из Архангельска, но это очень дорого. Во-первых, до Архангельска билеты стоят около 15 тысяч на человека из Казани с пересадкой в Москве или Питера. Во-вторых, до Соловков на винтовом чешском труженике Л-410-м дорога обойдется не менее чем в 7 тысяч рублей в одну сторону, за 55 минут полет. То есть, 50 тысяч – это только перелет туда-обратно на человека, что сравнимо с туром на Кубу не в сезон.
Колоссальный выбор мест для отдыха
Как рассказал ProKazan генеральный директор одного из карельских туристических холдингов Александр Королев, именно с Кижей, Валаама и экскурсий на Соловки лучше начинать изучение Карелии. Его компания при хорошем спросе обслуживает порядка 20-25 тысяч туристов в год, предлагая маршруты и зимой, и летом.
- В 2016-м году мы увеличили свой поток на 52%, а в 2017-м году у нас произошел спад на 35%, у страны деньги закончились. В 2018-м снова рост на 10%. Сейчас, когда я уезжал, количество туристов по отношению к прошлому году выросло на 14%. Показатели 16-го года мы все равно пока не догнали, но у нас нет убытков. Поскольку все свое – свои гостиницы, автобусы, корабли, точки питания, свои гиды, свои маршруты. Это надо быть дураком, чтобы сделать убытки, имея все свое, кроме экскурсионных объектов, - сообщил Александр Королев.
Он отметил, что в Карелии 92 тысячи рек и озер, объектов очень много и выбор колоссален. Из Казани и Набережных Челнов организуются автобусные туры. Семидневное путешествие с посещением водопадов, вулкана Гирвас, парка «Рускеала», деревни саамов, островов Валаам и Кижи, Соловецкого архипелага обойдется в 40 тысяч рублей на двоих со всеми допуслугами, билетами в музеи и парки. Если вы хотите отдыхать с комфортом, то цена будет выше. При этом лучше приезжать летом или зимой. Самые неприятные месяцы в плане погоды – это конец марта, апрель и октябрь с ноябрем.
Если поискать в интернете, то предложений по Карелии в принципе немало. Это и сплавы, и погружения с аквалангом, и великое множество экскурсий. Почти 10 тысяч квадратных километров территории региона – заповедные зоны. Также активно развивается событийный туризм, проводятся различные фестивали, регаты. Находчивые люди даже придумали забег по торговым центрам. Однако по-прежнему остается вопрос логистики. Во всем мире активно развивается пассажирское авиасообщение и до края тысячи озер и рек этот тренд тоже постепенно доходит.
Доберетесь до всего
По словам начальника управления туризма региона Екатерины Биктимировой, с логистикой в Карелии ситуация улучшается. Автобусы связывают столицу со всеми основными достопримечательностями и ходят регулярно. Федеральная трасса «Кола» в хорошем состоянии, дороги местного значения постепенно приводятся в порядок. Кроме того, в ближайшее время аэропорт Петрозаводска (Бесовец) будет связан по воздуху с финской Лаппеенрантой. Пока же рейсы открыты в Симферополь, Архангельск, Москву, Анапу, Череповец, Сочи.
- У нас проблема в том, что аэропорт открыт только 3 года назад. И вот к столетию Карелии в следующем году мы планируем запустить инвестиционный проект, в рамках которого будет открыто немало новых направлений, в том числе за границу, - сообщила чиновник.
Главное приехать построить, дальше – помогут
Более того, в регионе действуют программы поддержки инвесторов. Если вы хотите, например, построить гостевой дом на берегу озера, вам компенсируют 70% затрат, но не более 1,5 миллионов рублей. Также вам помогут с покупкой земли. Участок обойдется всего в 20% от кадастровой стоимости.
Заместитель премьер-министра Карелии Дмитрий Родионов сообщил, что за год действия инвестиционной программы на поддержку предпринимателей было выделено порядка миллиарда рублей.
- Туризм – это одна из главных изюминок нашего региона. Нам есть, что вам показать. И мы стараемся компенсировать инвестору любые расходы. Главное, чтоб он строил объекты, - заявил вице-премьер.
Из проблем – неорганизованные туристы. Они влияют на экологию. Для них в регионе планируют создать систему кемпингов, чтобы люди элементарно не мусорили. Потенциал у жемчужины российского северо-запада огромный и его еще только предстоит ощутить. Число желающих это сделать растет и будет расти с каждым годом. До казанских нескольких миллионов в год Карелии пока далеко, но всему свое время. Потому что в отличие от Татарстана и Сочи, Карелия не является регионом одноразового или только событийного туризма. Здесь тесно переплетены история нескольких стран и природа с уникальными ландшафтами, которых вряд ли вы найдете где-нибудь еще в мире.