Сценарист из Казани Денис Осокин рассказал, почему снимаются провальные фильмы
Портал ProKazan.ru и газета "Pro Город" в рамках рубрики "Круглый стол" поговорила с казанским писателем-сценаристом Денисом Осокиным о своеобразии отечественной киноиндустрии, которая никак не может выйти на самоокупаемость. Фильм, основанный на одноименной книге Осокина "Овсянки", в прошлом году получил высшую оценку Квентина Тарантино на Венециансокм фестивале. Сейчас в Мари-Эл полным ходом идет экранизация еще одного произведения Осокина, книги "Небесные жены луговых мари".
О киноиндустрии
- Денис, почему, на ваш взгляд, у фестивального кино в России практически нет возможности окупить затраты?
- Авторы фильмов не всегда ставят кассовые сборы во главу творческого процесса. Кино, также как и художественная литература — это не армия, где задаются приказы. Сколько авторов — столько и восприятий действительности. У фильмов, которые не собирают больших денег складывается прекрасная фестивальная судьба, их знают во всем мире. Это дорогого стоит. Кассовые сборы картины являются не главным показателем, хотя очень неплохо, если он есть.
- Может быть причина в низком качестве сценариев?
- Со сценариями всегда достаточно проблем не только в России, но и в любой другой стране. Я не кинокритик, постоянно не отсматриваю фильмы, не читаю киножурналов, но знаю, что хороший сценарий — это большая редкость. Безусловно, сценарий очень важная часть фильма — там все его зерна, но я бы не сказал, что эта проблема тормозит весь кинопроцесс.
- Есть вузы, в которых учат сценаристов...
- Сложность заключается в том, что сценарному мастерству не так-то просто научиться. Написание чего-либо это вообще очень глубокий интимный процесс. По большому счету в школах сценаристов опытные мастера не могут научить писать сценарии, они лишь предостерегают от каких-то ошибок.
- Кто зритель кинокартин, снятых по вашим сценариям?
- Я надеюсь, что самая разная. Не могу сказать, что это только интеллигенция. С режиссером Алексеем Федорченко, мы стараемся быть понятными аудитории, ведь показывая особенности того или иного народа, мы говорим об общечеловеческих проблемах и ценностях.
- Хватает ли средств на съемки?
- По-разному. Чаще всего впритык или не хватает. Кино - это самое дорогое производство, в которое вовлечено большое количество людей. Если денег не хватает, то не всегда можно выкрутиться. Каждый режиссер решает вопрос по-своему.
- Как сами режиссеры относятся к своему ремеслу?
- Авторы "другого кино" относятся к производству кино не как к зарабатыванию денег, а как к собственному ребенку. Здесь не важно количество кинолент - если фильм получается интересным и его берут на фестивали, то это уже хорошо. Когда я смотрю большие серьезные фильмы и мне не нравится предлагаемый авторами мир идей, я с почтением отношусь уже к тому, что режиссеры вложили в него свои силы.
Есть ли в Татарстане киноиндустрия?
- Это не совсем подходящее слово. Не так много людей, которые в Татарстане занимаются кино, но они есть. В Татарстане любят и говорят о кинематографе. Но даже Казани очень далеко до формирования киноиндустрии. Есть отдельные личности, факультет кино и телевидения КГУКИ. Я уверен, что там есть люди, которые готовы снимать качественное кино, если с потока один-два выпускника уйдут серьезно в профессию, это уже достижение.
- Каково отношение кинотеатров к фестивальному кино?
- В большинстве случаев у кинотеатров коммерческий интерес. У них есть понимание того, какие фильмы будут пользоваться успехом, а какие нет. В больших городах есть площадки для показа не кассовых, а фестивальных фильмов. В Москве два-три таких кинотеатра, в Казани один — это кинотеатр "Мир". В этом плане Россия значительно отличается от Европы, где система кинотеатров настолько отлажена, что есть разные их категории. Одни специализируются на анимации, другие на авторском кино, а третьи показывают зрителям массовый кинематограф.
О будущем кино
- Каковы перспективные направления кинематографа?
- "Семейное кино". И это не фильмы о внутренних проблемах семьи, а киноработы, которые интересны всем возрастным категориям. Каждый человек берет из них что-то полезное для себя. Фильм, чтобы его смотрели, должен быть понятен для разных возрастов. В Екатеринбурге даже проводится фестиваль семейного кино.
- Насколько отличается киносюжет "Овсянок» от повести?
- То, что можно высказать словом в литературе часто нельзя высказать киноязыком. В кино появляются артисты, которые обогащают литературный образ. В кино могут изменяться детали — и это хорошо, потому что простое калькирование литературы в кино было бы скучным. Меня волнует лишь то, чтобы не нарушалась точность замысла, потому что большинство людей будут судить о произведении по фильму, так как зрителей больше, чем читателей. Повесть — это отправная точка. И я себя больше ощущаю писателем нежели сценаристом.
- Контролируете ли вы съемочный процесс?
- У сценариста не может быть рычагов влияния на съемочной площадке. У меня никогда не было конфликтов с режиссерами, потому что мы сотрудничаем уже давно. Киносценарий — это не произведение тяготеющее к искусству, а скорее произведение, в котором натура трактует свои условия.
- В процессе написания книги вы задумываетесь об ее экранизации?
- Книжки "Овсянки" и "Небесные жены луговых мари" написаны давным-давно. Когда я пишу книгу, я никогда не думаю об этом. Лет десять назад ко мне стали обращаться мои друзья-режиссеры с предложениями механизировать ту или иную вещь. После успеха "Овсянок" меня часто называют киносценаристом, но я, с вашего позволения, прежде всего писатель. Успех этой картины на Венецианском кинофестивале скорее всего смотивировал министерство культуры выделить деньги на будущие фильмы Алексея Федорченко.
Про новый фильм и переезд в Москву
- На чем акцентируется внимание в новом фильме, снятом по Вашему сценарию?
- Книга "Небесные жены луговых мари" была написана в 2004 году еще до "Овсянок". Просто тема традиционной культуры стала мне интересна еще со средней школы, но это далеко не все, что мне интересно. Нельзя сказать, что в новом фильме этническая составляющая выдвинута на первый план — это общечеловеческий фильм, окрашенный в краски языческого мировоззрения марийского народа. Герои ни в коем случае не ходят в лаптях и в народных костюмах — действие происходит в наши дни.
В фильме 25 коротеньких новелл, главными героинями которых являются марийские девушки с именами начинающимися на букву О. Ситуации разные: бытовые, фантастические, радующие, иногда страшные. Я бы даже сказал, что "Небесные жены луговых мари" - это средневолжский марийский декамерон — в данном случае как жанр, то есть состоящий из новелл на тему любви. Фильм только еще зачат, так как совсем недавно закончились съемки, но впереди монтаж, озвучка и прочие сложные процессы. Мы ждем появление фильма к концу весны: в мае — июне. Будет чудесно, если все получится.
- Может быть в Ваших планах есть обращение к местному этносу?
- В своих книжках я часто обращаюсь к этой теме. Герои моих рассказов самые разные люди и народы, а среднюю Волгу и Вятскую сторону я просто называю своим домом. Для меня это не ново, а очень даже старо и интересно. Большое количество текстов связано с Казанью.
- Какие планы после экранизации "Небесных жен"?
- У нас есть уже три готовых сценария, которые ждут своего часа. Сценарии я пишу от проекта к проекту, когда есть конкретный режиссер и взаимное желание сделать фильм.
- Не планируете переезд в Москву?
- В плане географии мне вполне комфортно в Казани, а вот иметь постоянный контакт со столицей — это очень даже хорошо, потому что большинство моих проектов связано именно с московскими людьми.
Цитата
"У каждой категории фильмов есть свои зрители. Конечно, основная масса кинокартин рассчитана на массового зрителя, но есть очень много людей, которые ходят на другие фильмы. В кинотеатрах показывают зрелищные, но простые фильмы, которые не участвуют в кинопроцессе, их не обсуждают, не рецензируют, однако они имеют большие кассовые сборы".