Эксперты в области туриндустрии прогнозируют уход с рынка до 80 процентов агентств путешествий
В связи с появлением нового внутреннего туристического направления в Крым, банкротствами множества туроператоров этим летом и опасениями людей планировать заграничный отдых, портал ProKazan.ru собрал представителей власти и туристического бизнеса, чтобы узнать, какое будущее ждет отрасль и туристов.
Ведущий советник отдела госрегулирования туристической деятельности Комитета РТ по туризму Елена Шишлянникова, вице-президент Ассоциации турагентств РТ и директор компании "Спутник-Казань" Евгений Никулин, директор компании "Companion SP" Сергей Пасечник, директор "Казань. Бюро путешествий" Елена Илькун и руководитель отдела корпоративных продаж туристической компании "Буревестник" Анастасия Романова высказали свои мнения о причинах банкротств турфирм и рассказали о том, что в ближайшее время 80 процентов турфирм могут покинуть рынок.
- Банкротства турфирм этим летом — последствия исключительно рыночного механизма, —пояснила ведущий советник отдела госрегулирования туристической деятельности Комитета РТ по туризму Елена Шишлянникова. - Никакой теории заговора с какой-либо целью в этом нет. Безусловно, ориентация на развитие внутреннего туризма сейчас существует, но и внешний туризм никуда не делся. Если люди предпочитают отдыхать в Крыму или других российских курортах — они просто считают свои деньги, несмотря на то, что качество наших курортов пока оставляет желать лучшего.
В числе причин, приведших к разорению туроператоров, были названы общая тенденция к уменьшению заработков населением, постоянно растущий курс валют и непредоставление дальнейшей отсрочки туроператорам по платежам авиакомпаниями.
- Нередко встречается большая закредитованность туристических компаний, - сказала директор "Казань. Бюро путешествий" Елена Илькун. - Для того, чтобы гарантировать бронь в отелях и перелеты, агентство вынуждено брать кредиты. Но банки не дают кредиты в рублях, деньги предоставляются в валюте. Понятно, что с постоянным растущим курсом произошел дисбаланс между суммой кредита и суммой, которую пришлось возвращать по новому курсу.
Вместе с тем все спикеры круглого стола сошлись во мнении, что заграничные выезды с посредничеством турагентств гораздо безопаснее, чем путешествие дикарем, даже после множественных скандальных банкротств.
- Но не стоит тянуть за уши дикаря в турагентство, - высказался директор компании "Companion SP" Сергей Пасечник. - Даже среди моих знакомых есть такие, кто может поехать самостоятельно в Индию, передвигаться там в грязных поездах и пробираться сквозь джунгли...
- Это уже клиенты Фрейда, - шутя прокомментировал мнение коллеги вице-президент Ассоциации турагентств РТ и директор компании "Спутник-Казань" Евгений Никулин.
Однако в ходе беседы выяснилось, что 80 процентов действующих туристических агентств — некомпетентные и ненадежные структуры, рассчитывающие получить быстрый доход.
- Лет десять назад отменили лицензирование турагентств, - пояснил Сергей Пасечник. - Все, кому не лень, пришли в это бизнес. В результате сейчас 70-80 процентов агентств в этой отрасли случайны. Они могут состоять из 1-2 человек и именно они готовы давать клиенту большие скидки, рискую обанкротится и создавая задел для очередного кризиса в туристическом бизнесе. А у силовых и налоговых структур не доходят руки проверять фирмы, собственные средства которых составляют меньше миллиона рублей.
Однако по словам ведущего советника отдела госрегулирования туристической деятельности Комитета РТ по туризму Елены Шишлянниковой, уже готовятся изменения в законодательство, которые не допустят присутствия на туристическом рынке неблагонадежных фирм.
- Во-первых, будет создан реестр агентств, по которому можно будет ориентировать, надежна ли турфирма, - пояснила Елена Шишлянникова. - Вводятся новые меры дополнительного контроля, требования к договорам между туроператорами и агентствами, продающими туры, квалификационные требования к руководителям и сотрудникам ответственности и вплоть до уголовной ответственности.
Однако минус нововведений в законодательство туристической отрасли - невозможность, да и нецелесообразность предоставления скидок благонадежными турфирмами, которые останутся на рынке и продолжат работу.
- Обычно турфирма закладывает в стоимость 10 процентов, которые станут ее доходом, - сказал Евгений Никулин. - Средняя скидка, которую может получить клиент, - около 3 процентов. У агентства остается всего 7. При этом 1 процент нужно отдать на налоги, а остальные 6 - это и зарплата, и аренда, и сопутствующие расходы. Так что больших скидки долны в первую очередь настораживать при покупке тура. Ну а если турагентств станет значительно меньше, думаю, и рынок станет жестче. Уже сейчас есть такие туроператоры, заключая контракт с которыми турагентство обязуется не предоставлять скидок.
О том, что еще обсуждалось на круглом столе, а так же как, планируя отпуск, распознать банкротство туроператора, читайте в следующих публикациях ProKazan.ru