Казанские специалисты по антиквариату исправляют ошибки французских экспертов и разгадывают тайны картин XVI века

Где вы учились?

- В Казанском институте культуры и искусств по направлению искусствознания.

Почему вы решили развиваться в этом направлении?

- Меня с детства привлекали живопись, литература и история. Я часто посещала музеи, любовалась картинами и другими предметами искусства. Еще в школе старалась изучать все эти направления.

А как называется ваша профессия?

- Сейчас я искусствовед, но в дальнейшем планирую стать арт-экспертом.

А что для этого нужно?

- Необходимо вести научную деятельность, заниматься атрибуцией картин, вести портфолио и публиковаться в изданиях. Надеюсь, в ближайшем будущем у меня получится исполнить мечту.

Почему вы к этому так стремитесь?

- Профессия арт-эксперта намного глубже. У меня будет возможность изучать предметы искусства не только теоретически, но и практически. А моя экспертиза будет иметь юридическую силу, которую оспорить можно только в суде.

А в чем сейчас заключается ваша работа? И что такое атрибуция?

- Если не известно кто написал картину, я устанавливаю авторство. Зачастую определяю название картины, выявляю сюжет, определяю к какой школе относится работа художника, в каких временных рамках она была нарисована. Это и есть атрибуция.

В какой области искусства вы наиболее уверенно чувствуете себя?

- Сейчас выходит наш каталог живописи старых мастеров — работы итальянских, французских и фламандских художников 16-18 веков. Я один из авторов этого каталога. И в момент подготовки этого собрания, мне было проще ориентироваться именно в этом направлении. Сейчас работаю над каталогом о мебели, соответственно начинаю и здесь разбираться. Но у нас есть специалисты, которые развиваются в какой-то определенной области искусства.

А у вас есть такое направление?

- Меня всегда очень привлекает декоративно-прикладное искусство: фарфор, фаянс, часы, скульптуры и др.

Чем вы руководствуетесь в своей работе?

- Во-первых, в моей профессии необходимо быть эрудированным человеком, причем во все областях и жизни, и искусства. Во-вторых необходимо обладать хорошей интуицией. Часто именно от нее зависит экспертиза. То есть уметь находить какие-то зацепки, наблюдать и прослеживаешь их путь — очень важно.

У вас были интересные случаи?

- К примеру, как то я работала над картиной неизвестного фламандского мастера 17 века. Французский эксперт заключил, что на этой картине изображены сцены из жизни трех разных святых, но не сказал каких. Мне было не сложно догадаться о происхождении двоих. Первого я узнала апостола Павла. На картине показано, как ему был направлен глас божий: вспышка ослепила его глаза и он упал с лошади. Второй святой — Иероним, он приручил льва. Здесь тоже все ясно - работают основы иконографии. А вот что за святой нарисован в центре мы очень долго не могли понять. Я стала искать сюжет о том, как Дева Мария вручает кому-то рясу, но данных таких не нашла. Потом вспомнила, что был в истории интересный момент, когда Дева Мария вручает Симону Стоку скапулярий (длинный жилет, который носили католические священники). Вот так я предположила, что изображена именно та сцена.

- А еще был интересный случай с картиной «Аллегория огня» Франческо Альбани. К этой картине также не было сюжета, но разгадать его было легче. На картине изображен Прометей, который ворует огонь у Гефеста. Ангелы Путти мешают ему, пуская в него стрелы. А под левым боком орел клюет его печень. Вверху картины изображена Аврора — богиня утренней зари, в ее руках зажжен факел.

Вы общаетесь со своими коллегами?

- Да, в частности с Сергеем Коваленко, специалистом по живописи. Он как раз аккредитованн, как эксперт. Также налажен контакт с Александром Богатыревым — экспертом при ГМИ имени Пушкина. Он московский специалист по мебельному антиквариату. И мы не раз работали с этими профессионалами.

Какое самое престижное место работы в России для искусствоведа, арт-эксперта?

- В принципе, любой музей. Зачастую музеи не имеют своих специалистов, а работают с приглашенными. Это тоже очень интересно: есть возможность путешествовать по всему миру.

А как вы стали работать в институте?

- Михаил Яо - мой преподаватель в университете, изначально был здесь директором. Я работала под его началом. Затем он ушел из музея, став преподавателем в КФУ, а я заменила его на посту директора. В общем, мне несказанно повезло.

Давайте поговорим об институте. Кстати, почему вы так именуетесь?

- Потому, что мы ведем активную научно-исследовательскую деятельность.

И кто же у вас работает?

- В нашем штате есть искусствоведы и реставраторы. Также в институте располагается отдел хранения и издательский центр, выпускающий журнал «Вестник мира искусств». В общем, работа у нас кипит каждый день очень бурная.

Сколько всего экспонатов в музее на сегодняшний день?

- Именно в музее более двух сотен. По мере реставрации коллекция пополняется. Всего в институте около шести тысяч экспонатов, часть которых в Москве и во Франции.

А какой из них самый ценный?

- Все вещи очень ценные, это ведь антиквариат. Но что касается посетителей, мы понимаем, чем старее вещь, тем она дороже и интересней для них. Так, к примеру, картины Франса Снейдерса являются жемчужинами наших выставок. Картины этого художника редко где встречаются в России, от того и очень ценятся. А вообще наш самый старинный экспонат - кабинет времен конца 16 века. Самый новый - голландский секретер.

Есть казанские ценные экспонаты?

- Конкретно казанских нет, потому что у нас другая направленность. Мы ориентируемся на французских, итальянских и фламандских мастеров. Но имеется стул работы русских мастеров, созданный во времена правления Елизаветы Петровны. Это стул для катания на санях, его ножки расписаны масляной живописью. Дама, садясь на такой стул, могла расправить юбку, а слуги катали ее, как на ледянках. Сейчас этот стул на реставрации.

Как пополняется коллекция?

- Пополняется коллекция во время четырех аукционных сезонов во Франции. Экспонаты приобретает Алексей Семин. Все ценности проходят проверки французских экспертов, только потом попадают в работу к нам.

То есть обычный человек принести свой антиквариат в музей не может?

- Нет.

Почему в музей можно попасть только по записи?

- У нас нет должности экскурсовода и его обязанности исполняю я. Все наши сотрудники ведут активную работу и часто заняты. Поэтому, чтобы разгрузить рабочий день, мы заранее должны знать, что к нам придут посетители.

Вы не работаете по выходным. У вас много посетителей?

- Не сказать, что поток людей бесконечный. Но по мере нашего развития гостей становится все больше и больше. Люди начинают интересоваться искусством, тем более наши экспонаты по-настоящему могут поразить.

Много экспонатов сейчас реставрируется?

- Конечно. Это непрерывный поток, тем более восстановительная работа над антиквариатом занимает далеко не один день.

А что вообще считается антиквариатом?

- В принципе это любая старинная вещь. Например, обычный чугунный утюг 19 века — это тоже антиквариат. Все зависит от направленности коллекции.

А вещи советских времен можно считать антиквариатом?

- Пока, скорее всего, нет. Советские вещи можно назвать винтажными. Как только они перейдут 100-летний рубеж, в принципе смогут считаться антиквариатом.

Есть какое-то общество антиквариатов в Казани?

- Я не слышала о таком, но может быть и есть. Зачастую люди, коллекционирующие старинные вещи, не выставляют свое увлечение напоказ. Тем более не открывают музеи.

Что думаете об антикварных лавках?

- Я редко посещаю такие лавки. Советую ходить туда с осторожностью, хотя бы потому, что там зачастую обманывают людей. Не все ведь являются экспертами. Цены в таких лавках берутся с потолка, потому что никто не проводит экспертизы. Сколько назначат, за столько и продают. В основном, в таких местах продают иконы, предметы быта, старинные книги, музыкальные инструменты. Редких картин выдающихся художников вы там, конечно, не найдете.

Как вы находите реставраторов?

- В последнее время они сами на нас выходят. В среднем в музее работает 10-15 рестовраторов.

Вы сотрудничаете с другими музеями?

Мы открыты для таких связей. После Нового года планируем сделать выставку в одном из музеев Кремля. Хотим воссоздать там атмосферу русской усадьбы.

Ранее портал ProKazan.ru писал об антикварном музее в Казани, который хранит потайные ящики и любовные письма.