"У Бузовой вялая фонация, а Крид погряз в автотюне": Эксперт по вокалу раскрыла проблемы звезд

Они – одни из самых востребованных исполнителей российского шоу-бизнеса. Их песни возглавляют хит-парады, а вокальные и артистичные перформансы поражают разные категории слушателей. ProKazan.ru разобрал голоса и манеру исполнения артистов на любой вкус и цвет вместе с артисткой Татарского государственного академического театра оперы и балета, педагогом по вокалу Элиной Ситдиковой. Узнаем, как поют Бузова и Крид, какие фишки используют Кока и Агутин, на что способны вокально Анна Asti и Димаш.

ОЛЬГА БУЗОВА

Фото: popcake.tv

Ольга Бузова находится на музыкальной арене не очень давно – около 6 лет. При этом у нее есть довольно плотный рабочий график, в том числе гастрольный. Для занятий вокалом у нее физически не так много времени. Она мало училась этому, отсюда у нее вялая фонация – дыхание не подается под должным давлением. За счет этого страдает и интонация – она неустойчива.

В ее случае видно огромное желание петь, но нет достаточного объема занятий. А вокалом надо заниматься систематически – хотя бы 2 раза в неделю, чтобы достичь стабильности в пении.

Диапазон у Бузовой небольшой, максимум 1,5 октавы – где-то от малой «соль» до «ре» во второй октаве. Она не использует никаких вокальных украшений – ни вокального фрая – скрипучего, хриплого голоса, ни мелизматики, ни быстрых переходов. Все довольно просто. Скорее всего, ее музыка популярна за счет образа артиста и за счет музыкального оформления.

Ее главная фишка – уверенность в себе, несмотря на отсутствие выраженных вокальных данных. Также она довольно раскрепощенная на сцене. Все это компенсирует технический недостаток.

ЕГОР КРИД

Фото: tntmusic.ru

Он снискал популярность с первым альбомом. Та же песня «Невеста» демонстрирует наличие у него вокальных данных. Сейчас его исполнение отличается – там больше склонности к речитативу, рэпу. Соответственно, диапазон уменьшился.

Нынешний репертуар не позволяет показать его вокальные возможности в полной мере. Петь он точно умеет. Однако сейчас в его фонограммах много автотюна – специальной обработки голоса. Полагаю, это не из-за проблем с голосом, а лишь особенность популярного R&B. Но автотюн постепенно теряет в позициях: сейчас люди тяготеют к живому, чистому исполнению. Он уместен только во время выступлений на больших площадках, чтобы не возникало проблем с звучанием артиста.

Когда Крид поет вживую, он способен менять первоначальную мелодию, что дает ему свободу музыкальных красок. Это также показывает, что он – музыкант, а не просто исполнитель.

Егор – представитель местной популярной музыки, претендующей на западность. Поэтому в его исполнении много западных фишек – та же открытая гласная. Но это дозировано, поэтому не звучит слишком вульгарно.

КЛАВА КОКА

Фото: goodhouse.ru

Артистка занималась музыкой – имеет о ней представление. При этом выраженных вокальных приемов, скажем, мелизмов, в ее исполнении нет. Но она использует вокальный фрай. Также слышно, что Кока всегда слегка завышает гортань, это выдает зажатый звук на верхних нотах.

Ее музыка – одна из самых популярных, в том числе за счет отсутствия большой нагрузки. В треках упор делается на аранжировку. Диапазон певицы составляет примерно 2 октавы, но в песнях в основном проявляется только 1 октава.

Также она использует носовой призвук. Его применяют многие, кто подражает иностранным исполнителям: часть неба при этом опускается, что дает эстрадное звучание.

ЛЕОНИД АГУТИН

Фото: tvcenter.ru

Он – большой любитель латинской музыки, в связи с этим у него в голосе слышен более западный звук. В свое время это и выделило его среди российских исполнителей.

То, что человек не просто певец, а музыкант, слышно сразу: он постоянно импровизирует. Агутин абсолютно свободно чувствует себя в тональностях своих песен, его ничто не сковывает. Менее опытный исполнитель будет петь только в рамках определенной мелодии, а Агутин способен добавлять во время исполнения другие ноты, экспериментировать. Он никогда не поет одинаково: это дает больше выразительности и больше красок.

Артист применяет скэт – прием импровизированного джазового вокализа, где голосом имитируют звуки саксофона или трубы, к примеру. Также у него большой носовой призвук - тванг, который стал особенностью стиля его исполнения. Этому есть простое объяснение: латинскую музыку невозможно исполнять на русский манер – слишком открытой, округленной гласной.

Диапазон у Агутина вполне широкий – примерно 2 октавы. В песнях он раскрывается в полной мере, в отличие от репертуара предыдущих артистов.

АННА ASTI

Фото: popcornnews.ru

Поет Анна хорошо, с открытым намеком на западное изречение, исполнение. У нее нет четкого произношения, дикции в песнях, много смазанных участков. В каких-то моментах даже трудно разобрать слова. Согласные при исполнении она не выделяет.

Если бы певица исполняла песни на другом языке, то с легкостью сошла бы за «свою», так как хорошо владеет голосом, у нее широкий диапазон – 2-2,5 октавы, открытый звук, даже немного вульгарный.

Во время исполнения она охотно использует различные приемы – тванг, фрай, субтон – заметные воздушные шумы в голосе при пении нижних нот. Есть и верхние ноты, где она применяет бэлтинг (пение таких нот в полную силу). Носовой призвук тоже присутствует.

Способность импровизировать во время живых выступлений характеризует ее как умелого музыканта.

ДИМАШ КУДАЙБЕРГЕН

Фото: goodhouse.ru

Бесподобный тенор является представителем жанра кроссовер, когда популярная музыка комбинируется с академической, оперной. Распространенный пример – «Time to say goodbye» в исполнении Андреа Бочелли. Димаш использует классическое исполнение, где звук формируется глубоко – не близко к зубам, а у корня языка. Получается объемный звук. При этом мелизматику он использует, как в современном вокале.

Из представленных артистов Димаш является самым вокально обученным, способен максимально умело управлять голосом. Если нижние ноты он исполняет в академической манере, то в переходах использует эстрадный микст (смешанное голосообразование), не академический.

В целом, комбинировать академический и эстрадный вокал довольно сложно, это требует тренировки, чтобы во время выступлений звук был гармоничным. Важна нейронная и мышечная привычка.

Бытует мнение, что Димаш часто выступает под фонограмму. Если это факт, то объяснимый – артист часто выступает на больших площадках. Мне доводилось выступать с ним, когда я была в составе хора. Нашу партию мы записали предварительно, чтобы избежать курьезов. Димаш, возможно, тоже пел под фонограмму, ведь мы выступали на стадионе, где вокалисту крайне сложно себя услышать. Тут никакие ушные мониторы не помогут, особенно в академическом вокале.

Димаш уникален способностью воспроизводить предельно высокие ноты, которыми владеют женщины. Это крайне редкое явление среди исполнителей-мужчин. Но у Кудайбергена гибкий высокий голос, способный выполнить сложнейшую технику перехода с низких нот на высокие.