Как дворник стал крупным казанским бизнесменом
"В черенок метлы я вставлял лом"
- Предприниматель в моем понимании - это активный человек, который предпринимает действия по усовершенствованию мира вокруг себя. Этим я занимаюсь с детства. Например, в четырнадцать лет увидел, что в нашем дачном товариществе людям постоянно требуются услуги сварщика. Дома сам собрал сварочный аппарат. Я был довольно нестандартным ребенком, мальчишек в том возрасте увлекал спорт, кино, а мне все это казалось скучным. Больше занимала наука, поэтому и посещал так называемый "Малый университет" при Физфаке КГУ (ныне КФУ), где нам – школьникам, читали лекции именитые профессора. У меня тогда была мечта совершить дело, которое изменит мир и принесет огромную пользу человечеству.
Не забывал я и о хлебе насущном, подрабатывая дворником на 16-м заводе. Мне там очень нравилось, производство напоминало маленький город, где все жители знали друг друга и жили, как одна большая семья. Меня пускали во все цеха, разрешали смотреть, как действуют громадные станки и объясняли принцип их работы. А еще там существовала огромная свалка металлолома, откуда я всегда старался вынести что-нибудь за пазухой.
Позже я узнал, что это был своего рода спорт для всех работников предприятия, которые жили по принципу "ни дня без гайки". А, кстати, стоимость такой гайки была огромной, все делалось из высококачественных материалов. Помню, у кого-то на даче даже дорожки были выложены титановыми плитами, сейчас такое себе не каждый миллиардер может позволить. Из того, что выносил, я потом делал себе и друзьям мечи, самострелы, один даже взорвался у меня в руках, и по сей день шрамы остались.
Когда поступил на физфак, работу дворника не бросил. Вставал в пять-шесть утра, летом с метлой, утром с лопатой. Вместо черенка вставлял лом, для тренировки. И за такой замечательный фитнес еще и деньги платили – 50 рублей в месяц. В то время, когда ставка инженера была 110 рублей.
"В армии жил как в санатории"
- В армию забрали с третьего курса. Тогда в стране сняли бронь со студентов. Перед отправкой мама подарила мне книгу "Ремонт телевизоров" - пособие для учащихся техникумов. Пока три дня ехал в поезде учебку всю ее прочитал. У нас там был старослужащий-прибалт, который ремонтировал телевизоры офицерам. Надменный такой, плохо говорил по-русски. Мне очень хотелось закрепить полученную теорию, и я всячески демонстрировал ему, что я тоже увлечен этой темой. В итоге, он снизошел до того, чтобы взять меня в помощники. А когда появилась потребность в боевых тренажерах для пилотов, для их сборки естественно выбрали меня.
Я набрал себе команду и мы каждый день после завтрака, когда другие уходили в наряды в свинарники или на дорожные работы, шли паять. Нам очень завидовали. Поскольку в казарме было очень холодно, мы постоянно отжимались и тягали гири, чтобы согреться. В итоге, когда были зачеты по физподгтовке, у нас были лучшие результаты, все остальные удивлялись почему эти "ботаники" крепче всех.
В боевой части я вскоре попал на "точку", мы вчетвером работали как диспетчеры, помогали ориентироваться самолетам при посадке. И жили по армейским меркам как на курорте. У нас стояло дорогое оборудование, состоящее из блоков, каждый из которых стоил как автомобиль. Оно то и дело ломалось, и чтобы понять какой блок отказал, их по очереди вытаскивали и заменяли новым, пока система не начинала работать. Неисправный – выбрасывали, рядом находилась огромная куча, высотой с двух этажный дом. Потом все это собиралось и пускалось под пресс, а затем – на переплавку. И все потому, что никто не разбирался в этой технике. А там мог всего один контакт отойти – вот и вся поломка.
Я начал чинить эти блоки. Параллельно, чтобы не ходить полтора километра за водой, пробурил скважину самодельным буром из антенных мачт, и дабы не тратить время на покос травы соорудил газонокосилку. Скошенную траву мы – солдаты, потом в деревне меняли на рыбу и молоко.
"Ставил мигалки на частные машины, делал антирадары из мыльниц, а спирт гнал в детском саду"
- После армии я думал: что можно изобрести такого, что в итоге, будет полезно людям. Моим дипломным проектом стал измеритель жирности молока. Сделав его, я понял, что он никогда не будет выпущен в серию: кому-то выгодно завышать этот показатель, кому-то, наоборот, занижать…
В итоге, посмотрев, чем живут люди, понял, что наиболее востребованными становятся автомобили, которые к концу восьмидесятых стали продаваться массово (раньше на них стояли в очередях годами). Естественно, тогда преобладали отечественные машины без особых технических наворотов. Вот я и изобрел систему, которая сочетала в себе функции автосигнализации, громкой связи, позволяла подбирать в качестве гудка несколько композиций на выбор, а также была усилена "мигалкой". В законодательстве того времени не было запрета на ее использование. Правда, очень скоро меня пригласили в УВД. Сказали, что не допустят, чтобы по городу ездили частные машины с мигалками и предложили сотрудничать с ними. От предложения отказался, а сирены снял. И начал делать антирадары.
В качестве корпусов использовал обычные пластмассовые мыльницы. Настраивал их на улице, прямо на гаишников. Первые антирадары в Казани были моего производства. На меня работали несколько человек, с которыми я расплачивался деньгами, но чаще спиртом. Тогда все было в дефиците и люди сами говорили: а может водка есть или продукты? Поэтому я решил начать гнать спирт, тем более он был нужен для производства.
Для начала я задал себе вопрос: как в прошлые века умудрялись гнать водку, не имея современного технического оборудования? Месяц провел в библиотеке Лобачевского за изучением винокуренных пособий 19 века и нашел ответ. В то время я подрабатывал ночным охранником в детском саду, где по ночам и начал гнать спирт. И все было идеально, покуда не произошел взрыв и вонючая бурда не залила все помещение детсадовской кухни. Всю ночь я оттирал стены, но запах остался. Директору детсада соврал, что варил еду для собаки, получил нагоняй, но, в целом, обошлось.
В конечном итоге, на российский рынок хлынула техника из Кореи, Китая, Японии и Европы, и конкурировать с ней у меня не было никаких возможностей. Поэтому пришлось это направление свернуть.
"Музыку не люблю, но запустил первую FM-станцию"
- Какое-то время, как и всем, мне пришлось заниматься банальным бартером. Одежда, обувь, холодильники, телевизоры… Стал сотрудничать с "Мелитой", закупал для их нужд овчину по всему Северному Кавказу. Ездил туда весь увешанный деньгами вплоть до начала чеченской войны. Однако после того как наш "Камаз" один раз ограбили, а другой раз обстреляли, эти поездки прекратились.
Появились деньги, что позволило воплотить в жизнь свою давнюю мечту. Еще студентом я занимался радиохулиганством, собирал передатчик, запускал в эфир "Бони М", который нельзя было услышать на официальных радиостанциях, и потом звонил друзьям: слушайте!
После армии на старших курсах мне предложили взять на себя политинформацию. А я через какое-то время предложил организовать Дискуссионный клуб, как-никак перестройка, гласность. На первое же наше заседание пришло человек 200- 300 со всего города. Вот тогда я подумал, что раз аудитории не могут вместить всех желающих, то может, имеет смысл создать собственное радио, что рассказывать горожанам о том, что у нас происходит?
Однако тогда дальше разговоров дело не пошло, письма, отправленные в адрес Государственного радиокомитета, остались без ответа. Вернулся к этой теме я только в 1994 году. Тогда в Казани не было ни одной FM – станции, поэтому мы могли смело занимать любую нишу. Решили назваться "Бизнес. Информация. Музыка", сокращенно – "БИМ". Но в итоге осталась только музыка. Люди тогда не хотели серьезной информации. А мы подстраивались под вкусы аудитории. Иногда они вызывали у меня искреннее удивление.
"Помню, как я интересовался : неужели слушателям действительно нравится песня про то, как "замочили негра"? Оказалось, да, ее активно заказывали. После "БИМ-радио" я запустил первую татароязычную музыкальную радиостанцию "Курай", а чуть позже "БИМ ТВ". При этом музыку, в принципе, я не люблю и слушаю редко.
"Как только нам становилось что-то нужно, мы открывали новое направление"
- Мне неинтересно заниматься чем-то одним. Принцип моей деятельности таков: создать предприятие, вывести его на уровень самодостаточности, и передать в развитие. Человеку, который сможет подойти творчески к этому бизнесу.
Ну а направления появлялись сами, по мере необходимости. Например, в середине девяностых наличности в обороте практически не было.
За топливо, которое я с компаньонами тогда реализовывал, нам предложили химическое сырье. Мы перепродали его на фармацевтические заводы, взяли оттуда лекарства, поставили в аптеки, получили деньги. А потом решили создать собственную аптечную сеть "Сакура". Через какое-то время фармацевтические заводы обратились к нам с просьбой обеспечить их и полиграфической продукцией, для упаковки лекарств.
Мы открыли собственную типографию "Промполиграф". Наш офисный центр "Сакура" появился тогда, когда мы задумали расширяться. С этой целью и купили бывшее производственное здание фабрики "Спартак". Тогда там были только стены, крыша и потолок. Мы стали его перестраивать, надстраивать, появилась необходимость в окнах. Я подумал, зачем их покупать, когда можно делать свои? Родилась компания "Мир окон". Все идет один к одному.
Я всегда был неравнодушен к технике, электронике и изобретательству. Для чего открыл фирму "Эскорт", которая, по сути, стала моей лабораторией, конструкторским бюро. Начинали мы с систем мониторинга транспорта.
Сейчас наладили производство светодиодных светильников и устройств параллельного вождения для сельскохозяйственных тракторов и комбайнов. Да, безусловно, мы не можем и не пытаемся конкурировать с мировыми производителями жк-панелей, микроволновок, тех же систем автосигнализации. Но в своей небольшой нише мы конкурентноспособны, поскольку наша электроника качественна и стоит дешевле, чем импортная. И в Казани, к счастью, светлые головы есть.
Советы начинающим предпринимателям.
1. Любой бизнес должен начинаться с идеи. Оригинальной. Копии всегда вторичны. Нужно искать свои варианты.
2. Начинать дело следует не из желания прокормить себя или купить дорогую машину, а из побуждения сделать мир лучше. Только глобальные замыслы могут дать силы для преодоления множества трудностей и помогут увидеть свой бизнес в перспективе.
3. В бизнесе, как и в жизни бывают черные и белые полосы. И, когда идет белая полоса нужно удержаться и не загордиться, не расслабиться. А когда черная – мобилизоваться, и собственным примером вдохновлять сотрудников.
4. Люди, которых вы берете в свою команду, должны верить в вас, в ваши идеи. Причем, верить во всем. Так не бывает, что в чем-то они вам верят, а в чем-то – нет. Если где-то люди увидели в вас неискренность это недоверие обязательно перейдет и на все остальное
5. Владелец бизнеса должен не мешать топ-менеджеру, а помогать ему. Когда последнему это будет нужно.