Депутаты хотят отменить арест при неуплате штрафа и ввести наказание за шпионские рамки для номеров

Завтра Госдума планирует принять в третьем чтении поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), существенно меняющие жизнь водителей. Инспекторы больше не будут снимать номера за езду с просроченной страховкой и чрезмерно затемненными стеклами. Отменяется и административный арест при неуплате штрафа в двухмесячный срок. ГИБДД при этом получает новые возможности выявлять пьяных водителей: проводить освидетельствование можно будет без понятых. Водителей, скрывающих номера от камер с помощью специальных шпионских рамок, ждет штраф 5 тыс. руб, сообщает kommersant.ru.

Поправки к КоАП, которые рассмотрит в пятницу Госдума в третьем чтении, можно условно поделить на несколько частей. Первая касается автомобильных номеров. Сейчас инспекторы ГИБДД имеют право снять их, когда нужно прекратить движение машины. Это применяется при чрезмерной тонировке, незаконной установке спецсигналов, езде без прав, езде с просроченным полисом ОСАГО и ряде других нарушений. Однако в октябре прошлого года МВД разрешило гражданам делать копии номеров в частных фирмах без согласований с ГИБДД (стоит это 1,5-3 тыс. руб.). Это было сделано для борьбы с мошенниками, похищающими номера, но породило побочный эффект: если инспектор снимает номера, то водитель делает их копию и продолжает ездить. Депутаты сочли, что эта обеспечительная мера отныне бессмысленна.

Второе нововведение — отмена административного ареста при неуплате вовремя штрафа за нарушение ПДД. Напомним, что сегодня водителю предоставляется десять дней на обжалование постановления и еще 60 дней — на оплату. Далее против гражданина возбуждается дело о неуплате, санкцию определяет суд: сумма штрафа удваивается либо применяется арест. В 2013 году суды арестовали более 129 тыс. водителей за неуплату, что почти вдвое меньше 2012 года. "Мы решили отменить эту санкцию, пойдя навстречу автовладельцам,— пояснил "Ъ" первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— С применением этой меры часто возникают сложности. Например, если гражданина оштрафовали в одном регионе, а живет он в другом, то его надо вызывать в суд. Поправка не означает, что можно не оплачивать штрафы: в дальнейшем мы расширим диапазон наказаний за это нарушение".

Вместе с тем водителей ждут и ужесточения. "Единая Россия" и ГИБДД продолжают бороться с водителями, которые прячут номера машин от камер. Сейчас действует штраф в размере 5 тыс. руб., если номера "оборудованы с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию". Однако закрывающая номер рамка не влечет ответственности, поскольку не является "материалом". Депутаты уточнили формулировку: нарушением теперь будет считаться, если номера "видоизменены" или "оборудованы с применением устройств или с использованием материалов, препятствующих идентификации регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть".

Последний блок поправок касается пьяных водителей. Сегодня при прохождении освидетельствования инспектор обязан привлекать двух свидетелей: они заверяют в протоколе "факт совершения процессуальных действий, их содержание и результаты". Госавтоинспекция предложила сделать исключение: понятых не привлекать, если процесс проверки водителя зафиксирован на видео. ГИБДД даже подготовила законопроект, но с оговоркой: проверять водителей без свидетелей можно только "в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в ночное время". В принимаемых Госдумой поправках этих ограничений уже нет: если есть камера, понятые не нужны никогда. Следующий этап борьбы с пьяницами — поправки к Уголовному кодексу РФ: за повторное управление машиной в нетрезвом виде можно будет сесть в тюрьму. Изменения планировали принять еще вчера, но перенесли на осень.

Любопытно, что для принятия изменений в КоАП "Единая Россия" использовала интересную правовую конструкцию. Изначально законопроект вообще не имел никакого отношения к водителям и ПДД: он уточнял полномочия госорганов и муниципальных органов власти, а также ряд формулировок и должностей и был принят в таком виде 25 октября 2013 года в первом чтении. Блок "водительских поправок" был внесен в законопроект 30 июня: 1 июля он был принят во втором чтении вместе с остальными поправками без обсуждений (в тот день Госдума приняла около 90 законопроектов). "Концепция при этом не изменилась,— заверил "Ъ" зампред комитета по госстроительству (автор "водительских" поправок) Дмитрий Вяткин.— Только в шестом созыве Госдумы вносилось более 400 законопроектов с изменениями в КоАП. Постоянные точечные изменения в кодекс — это порочная практика. Мы решили кое-какие вещи обобщить и внести единым пакетом".