Московские автосалоны обманывают покупателей из Татарстана на сотни тысяч рублей

В Роспотребнадзоре по РТ рассказали о нарушении прав потребителей со стороны московских автосалонов, от действий которых страдают жители республики. В ряде случаев ущерб, который понесли покупатели машин, составил более 100 тысяч рублей.

- В последнее время все чаще татарстанцы, пользуясь информацией из Интернета, едут в Москву, чтобы приобрести недорогой автомобиль, - говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства. - Однако, в салоне оказывается, что дешевой машины уже нет, но есть другие варианты.

Как сообщили в Роспотребнадзоре, при этом покупателя несколько часов подряд консультируют, просят подождать, согласовывают цены и скидки с руководством, предлагают кредиты. И только в конце рабочего дня дают договор, который напечатан мелким шрифтом. А через минуту предлагают подписать его, объясняя, что салон скоро закрывается.

- Измученный покупатель, которому необходимо срочно сделать выбор, под давлением продавца подписывает договор, а затем, уже дома, оценив всю ситуацию с приобретением автомобиля, обращается за защитой своих нарушенных прав.

Как действуют автосалоны

1. Покупатели обращаются в автосалон, предварительно ознакомившись с условиями покупки и стоимостью машины на интернет-сайте. При общении с сотрудниками салона речь идет о базовой стоимости автомобиля, стоимости дополнительных услуг и дополнительного оборудования.

Если стоимость устраивает покупателя, оформляется заказ-наряд и договор задатка либо предварительный договор. В бланке заказ-наряда имеется примечание, написанное более мелким шрифтом, чем весь текст.

2. Смысл примечания состоит в том, что в итоговую стоимость автомобиля не включена торговая наценка (15% от его базовой стоимости), которая оплачивается отдельно. Кроме того, там же мелким шрифтом написано, что в случае отказа клиента от автомобиля без уважительной причины, за который он внес предоплату, сумма предоплаты удерживается автосалоном "в счет погашения понесенных убытков".

В результате большинство покупателей ориентируются на базовую стоимость автомобиля. Их финансовые возможности соответствуют этим ценам, они заключают договор задатка и подписывают заказ-наряд, не обращая внимания на строчку "итого к оплате" либо на запись "цена автомобиля не является окончательной".

В этой строке указывается стоимость машины с учетом торговой наценки. Она на 15% выше базовой стоимости и может составлять 100 тысяч рублей и больше, в зависимости от марки автомобиля. На эту разницу покупатели обращают внимание лишь при окончательном расчете, так как итоговая цена значительно отличается от той, которая была представлена на сайте.

3. В Роспотребнадзоре отмечают, что закон предусматривает единое понятие "цена". Оно включает в себя себестоимость товара, а также оптовую и торговую надбавки. Таким образом, в договоре купли-продажи должна быть указана единая цена автомобиля, в которую включены торговые наценки.

По словам обманутых покупателей, они подписывают договор, как правило, в конце рабочего дня, когда времени внимательно прочитать его у них нет. Продавцы мотивируют это тем, что "завтра цена может измениться".

4. В конечно счете, покупатель подписывает договор, не читая, полагаясь на устные разъяснения менеджеров автосалона, которые заинтересованы в продаже машины любой ценой. Когда покупатель осознает это и хочет вернуть предоплату, салон отказывает и предлагает обращаться в суд.

Гражданский кодекс РФ устанавливает основания признания недействительной сделки, которая была совершена под влиянием заблуждения. Также он определяет порядок применения последствий "недействительности ничтожной сделки". Однако разрешение таких споров находится в компетенции суда.

Ранее портал ProKazan.ru писал о том, что в Казани бывшая сотрудница аппарата мирового судьи осуждена за мошенничество. Было установлено, что женщина подделывала документы, где будто бы было судебное разбирательство по факту ДТП, после чего отправляла докумены в соответствующие органы для получения страховых компенсаций.