Наверх

Новости Казани и РТ

Фотография носит иллюстративный характер

«Я прошел через это. И я сделаю так, чтобы прошел и ты»: как подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ за год

Интервью с онлайн-школой «99 баллов»

Школьники старших классов ассоциируют сентябрь со стрессом, страхом и последним рывком. Впереди — целый год упорной работы, и всё ради заветных баллов на экзамене

10-классникам, только недавно сдавшим экзамены, стоило бы не расслабляться и начать готовиться к ЕГЭ уже сейчас. Иначе ровно через год им придется задаваться тем же вопросом, что сейчас стоит перед некоторыми нашими читателями: «как подготовиться к единому государственному экзамену за год?».

Редакция ProKazan проанализировала статистику сданных за 2021 год экзаменов и выяснила, что ЕГЭ по профильной математике, физике и истории школьники сдали примерно также, как и в 2020 и 2019 годах, а базовую математику и физику в этом году сдали немного лучше, чем в прошлом. Судя по всему, все больше ребят начали готовиться к ЕГЭ по-новому – современная молодежь обращается к онлайн-школам.

Преподаватели и создатели онлайн-школы «99 баллов» поделились с нашими читателями секретными фишками и собственным взглядом на эффективную подготовку к экзамену

Всего в школе работает 19 преподавателей: по 10 предметам ЕГЭ и 9 предметам ОГЭ. Как раз сейчас проходит набор на сентябрь, где школьников ждут интересные и понятные уроки, домашние задания, персональный менеджер и куратор. А если перейти по ссылке, можно получить первый урок бесплатно.

Елизавета Романова, преподаватель химии

— Елизавета, добрый день! Средний балл на ЕГЭ по химии – всего 53,5 балла, предмет действительно один из самых сложных. Можете поделиться несколькими фишками подготовки к ЕГЭ по химии?

— Я бы предложила ребенку составить подробный план изучения нового материала на 8 месяцев, плюс еще месяц оставить на повторение. Тогда он каждый день будет говорить себе: «Итак, на сегодня у меня половина гидролиза – потрачу час или два. А потом могу отдыхать». Структурирование убережет ребенка от эмоционального выгорания и паники перед большим количеством задач. 

— Как ваши преподаватели готовятся к новому учебному году?

— Каждый август преподавателей нашей онлайн-школы начинается с изучения опубликованных министерством образования документов, которые включают в себя перечень проверяемых на экзамене тем. Тогда мы составляем чек-лист и на его основании проходим весь курс химии.

При этом каждый школьник проходит все темы, вне зависимости от полученных в школе знаний, – всегда полезно освежить материал или познакомиться с подводными камнями ранее изученного.

Анастасия Салдаева, преподаватель литературы

— Как подготовиться к ЕГЭ по литературе и правда ли, что стоит ожидать вопроса «какого цвета были глаза собаки Пушкина»?

— На самом деле распространенность подобных вопросов на экзамене – это миф. Куда чаще у школьников возникают проблемы с цитатами. Мой опыт позволяет сформировать сборник цитат, знание которых необходимо на ЕГЭ. Их-то я и использую в домашнем задании. Так ребенок и сам не замечает, как запоминает их.

— Есть ли принципиально важные критерии оценки?

— Пожалуй, одна из сложностей на пути к высокому баллу на ЕГЭ по литературе – не получится полностью избежать субъективности оценки сочинений. Тем не менее есть правила и критерии, соблюдение которых приведет вас к отличному результату. 

Помимо правильного употребления фразеологических оборотов и соблюдения стилистики речи, важно избегать современных слов. Имейте в виду, фраза «он был абьюзером» баллов точно не добавит. А может и поубавить.

Алмаз Насыбуллин, преподаватель физики

— Расскажите о себе. Как вы морально готовите учеников к сдаче одного из самых сложных предметов?

— Уже седьмой год, как я занимаюсь преподаванием и очень рад, что перешел в онлайн-режим и попал в «99 баллов». Большинство страхов детей связано с тем, что знания физики из школьной программы, скажем так, фрагментные. Чтобы предмет не казался ребятам чудовищем, мы проходим темы по порядку и с самых основ – от легкого к сложному. Порой они даже не сразу замечают, что как орешки щелкают задачки из второй части. 

— Поделитесь своей фишкой?

— Физика – интересный предмет, и многое может стать интуитивно-понятным при верной аналогии. Заметил, что аналогия с деньгами самая понятная. Например, если я рассказываю про фотоэффект, я говорю: «Представь, что тебе 10 лет, а мама дала 100 рублей на покупку хлеба. Так вот, потраченное на хлеб — это деньги, ушедшие на работу выхода, а присвоенная тобой сдача — на кинетическую энергию электрона».

Алмаз Гайнутдинов, преподаватель математики

— Почему школьникам нужна дополнительная подготовка к ЕГЭ?

— На ЕГЭ много заданий, которые в аналогичном виде разбираются разве что в лицее с углубленным изучением. Например, стереометрия: 50-60% сдающих с этим не справляется. Темы знакомы, но суть задачи оказывается глубже пройденного материала.

Или задание №17, банковское. Казалось бы, тип простой, баллов дает много, а его вообще нет в школьной программе, и учителя этому не учат. Последние две задачи в школах тоже не рассматривают, потому что «оно того не стоит» и «реши хотя бы это». Я же показываю детям, что ничего сверхсложного в этих заданиях нет, и мы вместе учимся их решать.

— Расскажете о своей крутой фишке?

— У задания №12 процент выполнения – 50. А я рассказываю ребятам, как решать это задание за 30 секунд. Расскажу подробнее на уроках подготовки в школе «99 баллов».

Айрат Халиуллин, основатель онлайн-школы «99 баллов»

 Как вы оцениваете результаты ваших учеников в 2021 году?

Начнем с того, что у ЕГЭ есть определённая статистика, а у нас есть данные о среднем результате ЕГЭ в России за все время существования экзамена – о среднем балле, о количестве стобалльников на том или ином предмете.

Предлагаю рассмотреть, к примеру, математику.

С 2010 по 2020 год количество стобалльников разнится из года в год. И это не значит, что выпускники условного 2016-го года умнее выпускников 2017-го. Это, в первую очередь, говорит об уровне сложности экзамена в том или ином году.

Регулятором сложности, очевидно, становится ФИПИ – институт, который формирует экзаменационные билеты. И именно он управляет средним результатом школьников. Дал он чуть сложнее задания из второй части - всё, средний балл упадёт. Следовательно, и количество стобалльников уменьшится.

Допустим, в прошлом году среди наших учеников было 10 стобалльников, а в этом стало 15. Можем ли мы считать это заслугой наших преподавателей? Конечно, нет. Проводить сравнительную оценку исключительно по баллам – не очень корректно.

Вот есть средний балл по России, и есть средний балл по нашей школе. Разумеется, наш балл выше российского. А в некоторых предметах выше разительно. Особенно там, где по России средний бал очень низкий, например, физике или математике.

О чем это говорит? Только о том, что в России многие школьники выбрали математику и абсолютно к ней не готовились. И вот они получают супер низкий результат – 30 баллов – и рушат средний балл страны.

А такие предметы, как литература, не выбирают школьники без знаний. Этот предмет выбирают те, кто действительно читает много произведений и собирается на журналистский факультет или филологию. И это уже заведомо ребёнок, который имеет какую-то предрасположенность, страсть к этому предмету

Поэтому мы не можем хвастаться тем, что у нас средний балл сильно выше, чем средний балл по России. Но он всё равно выше, потому что наша программа и преподаватели достаточно профессиональны. В противном случае нас бы не выбирало такое количество учеников.

Наш преподаватель по литературе Настя Салдаева в этом сезоне выпустила порядка 700-800 детей, тогда как в России литературу сдают 60 тысяч человек. Получается каждый 70-й школьник страны готовился к ЕГЭ у нашего преподавателя. Это очень круто! И это большая ответственность. И у нее не было бы столько учеников, если бы она не давала пользу этим детям. Это логично. Ведь ребята занимаются у нас из месяца в месяц, и ежемесячно они принимают решение записаться к нам ещё раз, заново. Нет ребёнка, который в сентябре бы решил учиться в «99 баллов», и продолжал учиться до конца года через силу. Нет такого!

Каждый месяц ребенок задается вопросами: «В этом месяце подготовка прошла эффективно? Я готов идти дальше? Я чувствую отдачу? Есть эффект от этого обучения?». И если на каждый вопрос он получает от себя положительный ответ, то он готов оплатить следующий месяц и идти дальше с нами. Это очень важно.

– Какие нововведения ждут ваших учеников в новом учебном году?

У нас приготовлено очень много нового – на нашей платформе для учеников появится тестовая часть домашнего задания, где ребята будут нажимать, тыкать, решать и сразу же получать баллы. Эти баллы будут стекаться в единую систему рейтингов нашей школы – так ученик увидит свои баллы и прогресс. Также мы модифицировали систему кураторов. В онлайн-режиме они будут проверять задания из 2-й части и сразу отвечать на все вопросы.

При этом у нас меняется система мотивации ребёнка в целом – за каждые правильно решенные задания ученик получит 1 балл, если не воспользуется подсказкой или помощью куратора; 0,5 балла, если воспользуется подсказкой; 0 баллов, если не решит. Таким образом, у него копится определённое количество баллов, которые превращаются в нашу внутреннюю валюту.

Эту внутреннюю валюту можно использовать для оплаты курсов или покупки товаров в нашем магазине (например, ребенок сможет купить авторские рабочие тетради от наших преподавателей, брендированные канцтовары и прочее). Подобный элемент геймификации создан, чтобы ребёнку было интересно. Да, понятно, что можно просто рассказывать ему предмет, давать теорию и необходимую практику. Но сегодня этого уже недостаточно.

— Большинство родителей негативно отзываются о дистанционном обучении, и по этой же причине они с опаской относятся к онлайн-школам подготовки к ЕГЭ. Чем формат вашей онлайн-школы принципиально отличается от дистанционки в общеобразовательной школе?

Ответ кроется в самом вопросе. Дистанционка в общеобразовательной школе – это история о принуждении. Поясню свою позицию – возьмем любое приложение от Яндекса, и оно всегда будет удобным, интуитивно понятным и корректно работающим. Затем откроем любое приложение от государственных структур и столкнемся с неправильным интерфейсом, нелогичным расположением элементов и багами. 

Почему так? Требование к приложению от госструктур – «нужно, чтобы оно просто было». И человек точно будет им пользоваться, просто потому что у него нет альтернативы – он либо воспользуется приложением Госуслуги, либо не получит услугу вообще.

То же самое с дистанционкой в школе. Когда сделали онлайн-платформу, всех учеников обязали ей пользоваться. У создателей нет конкуренции и, соответственно, нет мотивации делать это приложение лучше и удобнее для пользователя. Понятное дело, что со временем это тоже будет улучшаться, но не с той скоростью, которую может позволять себе коммерческая структура. Почему? Потому что коммерческая структура живёт в рынке – у неё есть конкуренты и абсолютно нет времени «проседать».

И если сегодня твоя платформа, способ подачи материала или способ получения его учеником хуже, если он более допотопный, вызывает неприятные чувства у пользователя, то ребенок, разумеется, уйдёт к конкуренту. И поэтому мы вынуждены ежедневно оттачивать каждую деталь нашего продукта.

Чтобы описать, чем наш формат принципиально отличается от формата дистанционки, то надо понять нашу математику.

Возьмем, например, нашего преподавателя по обществознанию – ее зовут Вероника Баграшова. У неё может учиться одновременно 1000 детей. Что это значит? Это значит, что на каждом ее вебинаре может присутствовать 1000 человек.

Лекция длится 1,5 часа, это урок. При этом у каждого ученика есть возможность посмотреть его онлайн и в записи. Обычно в онлайне смотрят 30%, а из остальных 70% одни вообще не посмотрят урок, потому что тема ясна или до нее еще далеко, а другие посмотрят видео в течение пары дней в записи, с возможностью нажимать на паузу, пересматривая некоторые отрывки и усваивая материал в комфортном для себя темпе. После этого ребёнок получит домашнее задание для закрепления материала, и он не будет контактировать с лектором для обсуждения задачи. Он будет контактировать с тем, кто с сентября по май плотно занимается практической частью подготовки к ЕГЭ непосредственно с учеником – его куратором.

Куратор – это человек, который проверяет домашнее задание ребенка, поправляет ошибки и объясняет их природу. Обычно он делает это в социальной сети ВКонтакте — напоминает о дедлайне, мотивирует и проверяет пробные ЕГЭ и так далее. Получается, куратор — это человек, который работает непосредственно с каждым ребёнком и отвечает на вопросы в любое время менее, чем за 10 минут.

При этом ребёнок может беспокоить своего куратора по любому вопросу. И абсолютно не важно, относится вопрос к домашнему заданию или нет – наш ученик всегда получит ответ. В случае же со школьной дистанционкой, невозможно получать обратную связь от преподавателя всегда. Ребенок может задать вопрос только во время урока, а потом надо дожидаться следующего, чтобы посмотреть, как у тебя дела с домашкой, или где ты совершил ошибки, и как их можно было не совершать. Также в случае с дистанционкой, вебинары проводятся не на специализированных платформах, а на стандартной со всеми ее недостатками в виде отстающего звука, притормаживающей картинки и перебоями со связью. И, как правило, большинство уроков проходят в формате рассказа преподавателя. У нас же любой урок подкрепляется презентацией и инфографикой.

Если вы поприсутствуете на наших уроках хотя бы раз, сразу поймете, о чем я говорю.

Помимо куратора у ребёнка есть персональный менеджер – человек, который изо дня в день помогает не падать духом, не расслабляться и не раскисать. Многие родители пренебрегают этим фактором, и считают ребенка устойчивым к проблемам и трудностям. Они думают, что он способен самостоятельно взять себя в руки и пойти решать домашнее задание, даже если у него на душе сплошная романтика. И такие родители глубоко заблуждаются.

11-классник – это ещё очень хрупкая, романтичная душа. И если этот 11-классник допустит ошибку и выберет слишком сложный и не близкий себе предмет, он окажется в тяжелом психологическом состоянии. Все начнет валиться из рук, знания тут же начнут казаться непосильными, и ребенок попросту закроется. Он может перестать готовиться, разочаруется в себе и перейдет в состояние отрицания: «Все, не буду никуда поступать и вообще я ничего не хочу». И именно в такой момент персональный менеджер подхватит его. Потому что он знает этого ребенка, знает его и его планы, желания, и возможно даже, секреты. У нас есть такие кейсы – наши менеджеры постоянно имеют дело с секретами, которых даже родители не знают. И мы ценим это доверие.

К примеру, родители условного мальчика всегда мечтали сделать из сына врача. Они с 7-го класса планировали его поступление в медицинский университет и, фактически, приняли решение о судьбе ребенка без его участия. И ребенок вроде соглашается и идет на поводу у родителей… Однако подобные решения родителей неизменно приводят к внутреннему конфликту у ребенка. И, достигая пика, этот мальчик признается нашему менеджеру, что вообще не хочет быть медиком, вообще не хочет эту жизнь, ненавидит химию, биологию, боится препарировать животных и мечтает записывать музыку. Как правило, такие дети специально заваливают химию и не поступают, либо учатся 1-2 курса и отчисляются.

И обо всем этом ребенок рассказывает нашему менеджеру еще в декабре! И тогда менеджер может только одно – правильно воспользовавшись информацией, направить ребёнка, подключиться к нему, рассказать ему свою историю. Ведь каждый персональный менеджер – это человек в прошлом сдавший ЕГЭ на высокий балл, у которого тоже есть своя история, своя траектория, и были свои трудности во время подготовки. Менеджер идет с ребенком рука об руку с сентября по май только с одной целью – помочь ребенку сдать экзамен без стресса.

Еще одно преимущество нашего курса – группа единомышленников – класс из 30 человек. Эти же ребята после сдачи экзамена продолжают дружить, встречаться, заводить отношения и поступать в одни университеты. Даже если они с разных точек мира, и у них никогда не было личных встреч ранее. Всё это – движуха, которую мы очень трепетно бережем. Во-первых, потому что это основополагающий фактор для возникновения доверия. Мы создаем обстановку, в которой ребенок чувствует, что мы на его стороне и желаем ему максимального результата и сделаем все, чтобы он не надорвался, выложился по максимуму и кайфовал от процесса обучения.

Будучи осознанным и образованным, у него гораздо больше шансов в этом мире. Конечно, мы не говорим, что после сдачи ЕГЭ на 100 баллов его автоматически ждет успех. Но если он нащупает в себе точки, позволяющие управлять своим состоянием, собой, быть собранным при необходимости и мотивировать себя в течение года готовиться к чему-то важному, то он выполнит тот максимум, на который он способен. В дальнейшем вся его жизнь будет строиться на понимании, что он способен на что угодно, если сможет собраться и мотивировать себя на достижение цели с удовольствием. Здесь зарождается его характер, его судьба, его точка опоры, которая поможет выбрать правильный.

Если ребенок однажды даст слабину и не обнаружит поддержки, он рискует сформировать в себе привычку бросать все на полпути, разворачиваться, разочаровываться в себе, быть не уверенным и так далее. Поэтому если говорить про разницу она, конечно, колоссальная.

Артём Костягин, заместитель директора онлайн-школы

— Чем подготовка к ЕГЭ и ОГЭ в вашей онлайн-школе отличается от подготовки в обычной школе? 

— Думаю, в первую очередь дело в том, что учителя никогда не поймут ту паники и страх, что чувствует ребенок на пороге входа в экзаменационную аудиторию. А наши преподаватели — это выпускники, которые говорят с ребятами на одном языке. Мы погружаем ребенка в предмет, делимся фишками и доносим именно тот материал, который пригодится на ЕГЭ.

Также у нас есть образовательная платформа, где дети сдают домашние работы. Мы не просто даем оценку знаний, а проводим работу над каждой ошибкой. И, если в школе у учителя 40 учеников и с десяток классов, то здесь — персональные кураторы, сдавшие ЕГЭ на 90 баллов и выше. 

Представим ребенка, которому наняли репетитора, – после 6 часов занятий в школе он перекусывает на ходу, садится на общественный транспорт и в дождь, и в снег добирается до репетитора, а потом едет домой делать домашнюю работу и засыпает с мыслью «это когда-нибудь точно закончится, нужно просто пережить это». На наши же занятия можно не спешить, проходить материал в любое время, самостоятельно планировать расписание и пересматривать уроки при необходимости.

Куратор в нашей онлайн-школе — это «карманный» репетитор ребенка. Все преимущества репетиторства (быстрые ответы, общение на любые темы, дополнительные вопросы по ходу решения заданий) собраны в онлайн-кураторе. Имея телефон, ноутбук или компьютер, ребенок всегда имеет доступ к общению с ним.

— Что нужно сделать, чтоб стать преподавателем? 

— Попасть к нам довольно сложно. Даже если мы собеседуем физика, сдавшего ЕГЭ на все 100 баллов, это не гарантирует ему билет в наш коллектив. Если человек не харизматичен, рассказывает материал на сложном для ребенка языке или просто не умеет доносить свою мысль - наших детей он учить не будет. 

— Программа педагогов меняется каждый год?

— Да, мы следим за изменениями в ЕГЭ и узнаем всё даже быстрее, чем СМИ. Наши педагоги проходят дополнительные курсы, общаются с экспертами ЕГЭ.

— Ежегодно поговаривают об исключении ЕГЭ из системы образования. Вы «за» или «против» отмены ЕГЭ?

— Я против отмены. ЕГЭ дает море возможностей – независимо от связей и достатка школьник имеет все шансы поступить в ВУЗ мечты. Это же такая классная возможность! А слухи об отмене обязательных экзаменов ходят каждый год с момента введения экзамена.

Думаю, даже если ЕГЭ отменят в нынешнем виде, мы получим его модифицированную версию. 

— Как в вашей школе работают с эмоциональным состоянием учеников?

— Со страхами детей работают наши психологи и персональные менеджеры. Если первые учат, как преодолевать волнение и справляться со стрессом, то вторые общаются с ребенком по-дружески и всячески подбадривают его.

— Ответьте вопрос, волнующий сотни тысяч школьников: реально ли подготовиться к ЕГЭ за год?

— Да, и мы поможем. Ведь даже, если вы будете заниматься предметом один раз в неделю, то это уже 50 занятий в год. А это уже на 20 больше, чем в обычной школе.

Наша статистика позволяет утверждать, что даже года может быть достаточно для сдачи ЕГЭ на высокий балл!

— Что бы вы пожелали ученикам, которые уже начинают беспокоиться?

— Мой совет будет прост – не беспокойтесь. Как бы очевидно это не звучало: уделяйте должное внимание своему эмоциональному состоянию. Стресс расшатывает нервную систему и не дает вам сосредоточиться на знаниях.

Вокруг вас много суетящихся детей, которые не верят в свои силы, но это не значит, что они правы. И это не значит, что у вас тоже есть повод переживать. Важно отдыхать, подходить к подготовке с умом и рассказывать родителям, что помимо репетиторства есть новые и эффективные способы подготовиться к экзаменам!

— Спасибо вашей школе за уделенное время и информацию!

— Обращайтесь, нам есть, что еще рассказать!

Делимся сайтом онлайн-школы: 99ballov.ru

Некоторые специалисты во Вконтакте:

Если зарегистрироваться сейчас, можно успеть начать готовиться прямо с сентября!

подписывайся на наши соц.сети
подписывайся!

Новости РОССИИ

Профи - репетитор по политологии для подготовки к олимпиаде