Как выбрать шлем для мотоцикла

Какими бывают мотоциклетные шлемы

Открытые

Итак, наиболее простой и доступный — это «открытый» шлем https://www.partner-moto.ru/. Но здесь могут быть варианты. Самый лёгкий и компактный — это Braincap, или «половинка», если по-нашему. Такой шлем прикрывает только верхнюю часть головы, как арбузная корка у Волка в мультфильме «Ну, погоди!». Уровень защиты подобного шлема стремится к нулю, но формально он позволяет выполнить требования наших ПДД. Однако в Европе такой номер вряд ли пройдёт. Там правила требуют, чтобы шлем был сертифицирован по действующим нормам безопасности, а с этим у подавляющего большинства «половинок» проблема. Именно поэтому ведущие производители мотоциклетных шлемов обычно с таким форматом не связываются.

1/3
Шлем «половинка»

Существенно лучше с точки зрения безопасности будет открытый шлем типа ¾, или Jet в английском написании. Он защищает практически всю голову, оставляя открытым только лицо и подбородок. Такой шлем может комплектоваться длинным или коротким прозрачным визором или очками. Приемлемый вариант, если вы ездите на скутере или на каком-нибудь «медленном» мотоцикле. Выглядит стильно, стоит недорого… Но если вы начинающий мотоциклист, то лучше лишний раз не рисковать. По статистике, вероятность того, что при аварии удар придётся на нижнюю часть лица и подбородок, составляет около 35 процентов. Это много! Поэтому для начала возьмите что-нибудь более защищённое. А потом, когда наберётесь опыта, то купите то, что нравится, и будете кататься «на стиле» по выходным.

Кроссовые

Ещё один вариант, о котором начинающим мотоциклистам лучше на время забыть, — это так называемый кроссовый шлем. С закрытым подбородком, без стекла и с большим выдающимся вперёд козырьком. Такой шлем хорош на бездорожье, где козырёк эффективно защищает лицо от летящей грязи и веток деревьев. Но на дорогах общего пользования он, мягко говоря, неудобен. На больших скоростях козырёк создаёт значительное аэродинамическое сопротивление — голову станет задирать вверх и отворачивать в сторону. Долго так не проедешь. Поэтому, если у вас обычный дорожный мотоцикл, а не кроссовый эндуро, то лучше выбрать для поездок что-нибудь более подходящее.

Кроссовый шлем

Что именно? Обычный закрытый шлем (Full Face), про который мы пишем чуть ниже, или «интеграл», как его часто называют в России. Потому что изначально интеграл — это имя собственное: так когда-то называлась вполне конкретная модель закрытого шлема, выпускавшаяся советской промышленностью где-то в Прибалтике. Именно поэтому это название стало именем нарицательным на всём постсоветском пространстве. Иностранцы его не понимают.

Закрытые и модуляры

Стандартный закрытый шлем обеспечивает самый высокий уровень защиты и по стилю подходит практически к любому мотоциклу. Словом, это оптимальный вариант для начинающего мотоциклиста. В принципе, бывают ещё шлемы-модуляры, у которых передняя часть откидывается вверх, открывая лицо. Они очень популярны среди мототуристов, так как позволяют не снимать шлем при походах в придорожный магазин или на заправку.

Шлем «интеграл»

В модуляре можно попить, поесть или просто подышать свежим воздухом, когда вы едете медленно. Удобно! Но при прочих равных условиях шлем-модуляр всегда будет существенно дороже и ощутимо тяжелее простого «интеграла». У него немного хуже аэродинамика, и он шумнее на высоких скоростях. В общем, не торопитесь — вы ещё успеете его купить, но немного попозже, когда поймёте, что он вам действительно необходим.

Сколько шлемов вам понадобится

В общем — смиритесь с тем, что рано или поздно шлемов у вас будет несколько. Под разную погоду, разную одежду и даже разное настроение. Написав эту фразу, я встал из-за стола, открыл шкаф и пересчитал лежащие там шлемы — насчитал семь штук, плюс ещё два для жены. Зачем столько? Не знаю, так получилось… В конце концов, вы же не ходите всегда в одних и тех же ботинках или в единственных на все случаи жизни штанах? Конечно же, нет! Шлем для мотоциклиста — такой же элемент повседневного гардероба, как ботинки или рубашка. А рубашку хотя бы иногда надо менять!

Какую марку шлема лучше выбрать

Итак, мы с вами решили: первым надо покупать закрытый шлем! Какой именно? Часто приходится слышать, что надо брать только самый лучший и, соответственно, самый дорогой. Мол, в какую сумму вы оцениваете свою собственную голову? Будьте готовы потратить столько же и на шлем… Не верьте! По уровню защиты все шлемы примерно одинаковы, вне зависимости от цены, если мы говорим о сертифицированных шлемах известных мировых производителей. Каких именно? Давайте попробуем их перечислить.

Так уж повелось, что в отечественной мототусовке самыми хорошими и, понятно, престижными считаются шлемы японских марок Arai и Shoei. Ничуть не уступают им немецкий Schuberth и итальянский AGV. Чуть дешевле вам обойдутся французский Shark, итальянские Nolan и X-lite (они, кстати, выпускаются одной и той же компанией — Nolan Helmets SpA), а также корейские шлемы HJC. Если хочется ещё дешевле, то обратите внимание на Caberg и LS2. Очень приличные, но мало распространённые на нашем рынке марки — это Airoh и Bell.

Конечно же, это не полный список компаний, выпускающих хорошие мотоциклетные шлемы. По самым скромным оценкам, производителей несколько десятков. Поэтому просто ориентируйтесь на то, чтобы марка была на слуху. Если вам часто встречается её название в телевизионных спортивных трансляциях, мотоциклетных журналах и в интернете — можно брать. Никогда не слышали — или проходите мимо, или изучите историю бренда и отзывы о нём подробнее. И лучше не экспериментируйте с покупкой шлема на Алиэкспрессе! При всём уважении к крупнейшей в мире торговой площадке я ни разу видел купленного там приличного шлема. Да и сама идея купить шлем в интернете не очень удачная. Лучше прийти в обычный магазин, посмотреть на него живьём, подержать в руках и примерить. Потом уже можно заказать его через интернет — вдруг найдёте выгодное предложение.

Смотрите на наклейки и массу шлема

Взяв шлем в руки, первое, на что надо обратить внимание, — это наклейка, свидетельствующая о его сертификации. Она всегда находится на задней части внизу. Для европейских моделей на ней должно быть написано ECE 22.05, для американских — DOT. Нередко можно встретить сразу две наклейки. И то, и другое наименование указывает на то, что шлем соответствует современным стандартам безопасности. Но имейте в виду, что в Америке не признаётся европейский стандарт, а в Европе, правильно, американский. Чисто теоретически это может вызвать конфликт с дорожной полицией. Но в нашей стране на это никто внимания не обращает. Пока не обращает…

Следующий важный параметр — это вес шлема. Нет, на весы его класть не надо. Обычно средний вес данной модели шлема указывается на соседней наклейке. Он может меняться в зависимости от размера: S чуть легче, XL — тяжелее. Но чем меньше весит шлем, тем лучше. Самые лёгкие спортивные шлемы массой около килограмма, но такой вы скорее всего не купите — дорого. Очень хороший закрытый «дорожный» шлем потянет где-то на кило двести. Полтора килограмма — хуже, но ещё приемлемо. Больше — многовато: в дальней дороге будет уставать шея.