Завтра решится дальнейшая судьба двух татарстанских авиакомпаний

Зимой 2011 года два крупных татарстанских авиаперевозчика – "Ак-Барс аэро" и авиакомпания "Татарстан" - заявили о своем слиянии. Все это время представители обеих авиакомпаний не давали внятного ответа на вопрос о том, на какой стадии находится объединение. Открытым оставался и вопрос, сохранят ли компании относительную автономность, или полностью интегрируются.

Сегодня из разговора с источником ProKazan.ru в АК "Татарстан", нам стало известно, что большинство вопросов, касающихся слияния, будут решены завтра на собрании директоров компаний.

- Это собрание ответит на большинство вопросов, которые до сих пор были в тайне, - сообщил наш собеседник.

Информацию о предстоящем собрании директоров нам подтвердила специалист по связям с общественностью авиакомпании "Татарстан" Гульназ Минниханова.

- Я пока не уполномочена разглашать информацию о слиянии, она хранится в секрете, но, скорее всего, скоро все станет известно, - заявила она. - Очень важные вопросы решатся уже завтра.

Гульназ Минниханова, тем не менее, добавила, что дирекции компаний уже частично объединены.

Доминирующим вопросом остается объединение парка самолетов авиакомпаний. До недавнего времени летный отряд АК "Татарстан" находился в негласной конфронтации с руководством, а точнее, с болгарским акционером Лазаром Илиевым.

Еще несколько месяцев назад в телефонной беседе с корреспондентом ProKazan.ru источник, близкий к руководству компании, назвал господина Илиева "абсолютно не отвечающим требованиям нормального функционирования компании".

— Его инфантильность и неспособность принять решение уже давно сказываются на личной жизни летного состава, — подчеркнул он.

Изначально болгарам отводилась роль инвесторов, привлеченных с целью реконструкции аэропорта, однако сотрудники авиакомпании утверждали, что в течение нескольких лет инвесторы никак не отвечали заявленным функциям. Кроме того, сокращения расходов авиакомпании они добивались, урезая зарплаты, и лишая сотрудников социальных гарантий. Источник ProKazan.ru полагает, что иностранные акционеры все это время "работали под протекцией правительства Татарстана". Он рассказал, что в случае разногласий руководства ОАО "Авиакомпания "Татарстан" с болгарскими коллегами, последние сразу направляли письменные жалобы премьер-министру республики.

Недовольство летчиков политикой руководства было вызвано главным образом обновлением парка самолетов авиакомпании. Иностранные акционеры, придя в компанию, начали реализовывать "программу модернизации авиапарка", в рамках которой были закуплены старые самолеты Boeing. Вскоре почти все самолеты отечественного производства сняли с регулярных рейсов, аргументируя это их неэкономичностью. Необходимость выплат по лизинговому договору, и простой отечественных самолетов втянули компанию в многомиллионные долги.

Еще в 2009 году, когда компания начала претерпевать финансовые убытки, Единый профсоюзный орган ОАО "Авиакомпания "Татарстан" обратился к экс-министру транспорта Геннадию Емельянову с официальным письмом, в котором профсоюз обратил внимание господина Емельянова на критическое положение авиакомпании. В письме профсоюз подчеркнул, что "замена старых отечественных самолетов на такие же старые американские едва ли попадает под определение "модернизация".

Ответа на письмо не последовало, и вскоре профсоюз обратился с письмом к Минтимеру Шаймиеву. Впрочем, и это письмо осталось без ответа.

— Из-за приобретенных в лизинг "Боингов" мы оказались в долговой яме, плюс к этому, на них просто опасно летать. Компания приобретает старые самолеты, ресурс которых давно себя исчерпал, — объяснил наш осведомитель. — Они постоянно ломаются, а запчасти мы имеем право использовать только импортные.

Вскоре после того, как компании заявили о слиянии, Лазар Илиев был уволен, а его место занял Артур Насрутдинов, который одновременно занимает должность начальника службы продаж в компании "Ак Барс Аэро".

Многие сотрудники АК "Татарстан" полагают, что теперь, после отстранения от дел болгарских акционеров, и после заявления о предстоящем объединении компаний, стоит ожидать перемен к лучшему.

P.S. Несмотря на то, что пресса не будет допущена на завтрашнее совещание руководства компаний, портал ProKazan.ru продолжит следить за ситуацией.