В Казани трактором снесли дом генерала, спасшего Казань от взрывов (ФОТО)
В Казани разрушен очередной памятный дом. На улице Деловой строение под номером пять стояло заброшенным уже года два. Старый, деревянный, покосившийся дом, казалось бы, ничем не примечателен. Но связан он с весьма замечательным человеком, сыгравшем значительную роль в жизни Казани, а фактически спасшем Казань от катастрофического разрушения.
14 августа 1917 года Казань потрясли сильнейшие взрывы на пороховом заводе. Начались они от пожара, случившегося на станции Лагерная (тогда Пороховая). Только в Порховой, Мало-Игумнова и Адмиралтейской слободах были полностью или частично разрушены 542 дома из них 156 до основания. В городе началась паника, люди бросали дома и уходили из Казани кто как мог. Трагедия могла стать фатальной для всей Казани.
Но нашелся человек, который, несмотря на смертельный риск и полученные тяжелые ранения добрался до противопожарных шлюзов и открыл их. Из Казанки вода хлынула в цеха и хранилища, затопила их и предотвратила дальнейшее продвижение огня и взрывов.
Человек этот, Всеволод Всеволодович Лукницкий, генерал лейтенант, служил в должности командира (начальника) казанского казенного (порохового) завода. Ранения полученные Лукницким были очень тяжелыми, большая потеря крови, спасти его не смогли. Гражданская панихида прошла в Доме офицеров казанского гарнизона, где проститься с героем пришли тысячи горожан.
Отпевали Лукницкого в Богоявленском соборе. Затем от города до Заречья гроб несли на плечах офицеры завода, казанского гарнизона и военного округа. Похоронили Лукницкого с почестями возле церкви Пороховой слободы. Это рядом с его родным заводом и домом, где он прожил около сорока лет.
После революции дом был поделен и превращен в коммунальное жильё для рабочих завода. В конце 20-х годов церковь, где был похоронен Лукницкий была разрушена. На ее месте построили один из первых домов пятилетки (ул.1 мая д.22).
Могила генерала Лукницкого даже не была перенесена и оказалась под фундаментом дома. Так, человек, ценой собственной жизни спасший город и завод, был незаслуженно забыт, и даже о месте его захоронения сейчас достоверных сведений нет. Теперь вот и дом переживший пожары и взрывы, которому более 140 лет разнесен в щепки. И это под прикрытием разговоров о необходимости сохранения исторического наследия.