Шляпка с чучелом птицы и платье императрицы со стразами. Как одевались дамы в 19 веке
В Казанском Кремле открылась интересная выставка “Петербургский модерн. Сталь и светская мода” о “дамском мире” Петербурга на рубеже 19-20 веков. Руководитель центра “Эрмитаж-Казань” Ольга Пиульская рассказала ProKazan.ru о моде, которая выпала на царствование последнего русского императора Николая II.
Чтобы быть в моде и не нарушать этикет в домах состоятельных господ, женщина должна была несколько раз в день переодеваться. В начале дня у нее был утренний наряд, затем она облачалась в послеобеденное платье, а в конце дня ее ждал специально заказанный вечерний наряд.
На выставке представлены подлинные платья того времени, над которыми поработали реставраторы. Это то самое, что составляло внешний облик и стиль того времени. Платье императрицы Марьи Федоровны, в котором она выходила на различные мероприятия сшито из атласа, бархата, шелка, кружева, а вышивка выполнена металлической нитью. Естественно, вся работа выполнена вручную.
Несмотря на то, что наряд царицы должен быть весьма строгим, этикет вечерних нарядов требовал определенного покроя - это декольте, подчеркнутая талия. Платья были многослойными и с обязательным элементом - треном, похожим на хвост. И хотя остро-модные дамы к тому времени уже ходили без тренов, то королевская семья придерживалась классической стилистики.
Одна из больших модниц и светских красавиц, очень состоятельная женщина, превосходящая по богатству даже императорскую семью, была Зинаида Николаевна Юсупова. Все, что появлялось в моде в Париже, тут же оказывалось у госпожи Юсуповой.
После революции семья уехала в Париж. Она смогла вывезти свои богатства, и там они организовали модный дом, где в том числе продавали свои платья. И парижские женщины с удовольствием покупали у русских дворянок наряды.
Платья того времени украшались кружевом, бисером и стразами. Драгоценности на костюмах уже не были приняты, а потому после изобретения Ломоносова они просто не могли не быть. Стразами украшено платье императрицы Александры Федоровны.
На бальное платье накидывалась ротонда или, как ее называли, сорти-де-баль - накидка, чтобы дама могла выйти из кареты и дойти до дворца.
Такие костюмы шились не один месяц. Если приобретались кружева, то только на шелковой подкладке. Тонкие кружева шились вместе с тончайшим гипюром - работа настолько хрупкая, что на костюмы нельзя даже направлять прямой свет.
Ни одна дама не могла выйти из дома без зонтика. Правда, применялись они не от дождя, а от солнца и были совершенно неподъемными. Зонты из шелка с вышивкой, с рюшами и цветами из бархата, каждый лепесточек которого расписывали вручную.
Также модницы отличались немыслимым количеством шляпок. Самым простым решением было украсить эту часть туалета цветами, но были и совсем оригинальные идеи. Так, например, эту шляпку венчает чучело птицы.
В начале 20-го века появлялись огромное количество государственных и частных фирм. Появлялись вакансии для женщин: продавщицы, телефонистки, секретарши, машинистки… Женщины, даже благородные, шли работать, и возникла потребность в повседневных костюмах. Магазины готовых платьев продавали юбки, блузки, платья, в которых можно было свободно двигаться.
В 10-х годах 20-го века можно заметить, что моду на бледные оттенки в одежде заменили яркие цвета. Пришел интерес к японской культуре, одежда насытилась цветом, а одежда стала ассиметричной.
А бальные платья хоть и оставались такими же украшенными, но уже открывали женщинам щиколотки.
Платье Фрейлины Александры Роткевич, которая выходила замуж за Иосифа Панаева. Это платье было заказано женихом для своей невесты вместе с сорти-де-баль. Интересна судьба этого подвенечного наряда. После революции Александра уехала в Париж, а Иосиф не успел. В 22-м году был короткий период, когда советское правительство выпустило всех, кто хочет уехать из страны. Он смог уехать и долгое время скитался по странам, разыскивая семью. А захватил он с собой, как выразилась его внучка Надин Бестужева, барахло, среди которых было и это платье.