ProKazan.ru узнал, почему строительство канатной дороги в Казани до сих пор не началось

О строительстве двух канатных дорог в Казани говорят давно. В СМИ и в Интернете частенько всплывают схемы их маршрутов, а порой появляются слухи о том, что строительство уже началось и якобы уже начали установку первых опор.

Портал ProKazan.ru встретился с генеральным директором Центра точной механики "Казанский перевозъ" Гумаром Кадыровым, который занимается проектом "воздушных трасс" над Волгой и Казанкой и знает о нем все.

Амбициозный проект предусматривает строительство и запуск в эксплуатацию первой очереди линии "Воздушного метро" через Волгу, которая свяжет между собой Казань и Иннополис. Канатная дорога по маршруту "Железнодорожный вокзал "Казань-1 - село Верхний Услон" должна была бы стать самой протяженной в мире, проходящей над рекой.

Подвесной переход через реку позволил бы соединить оба волжских берега Казани и способствовал бы развитию рекреационных ресурсов правобережья. Казанцы и гости столицы Татарстана могли бы быстро добраться до Иннополиса, острова-града Свияжска, горнолыжной базы "Казань", семи муниципальных районов Татарстана и многому другому.

- Расскажите, как обстоят дела с канатной дорогой через Волгу?

- По состоянию на 17 октября 2016 года уже согласованы отводы земельных участков на обеих концах трассы – 1 Га в Верхнем Услоне и 27 соток в зоне железнодорожного вокзала "Казань-1". Горьковская железная дорога ОАО "РЖД" выдала нам технические условия на проектные работы по размещению пассивной станции с отдельным входом и надрельсовым пешеходным мостом.

- Когда начнете строительство?

- По длинной дороге ("Казань-1 - Верхний Услон" - прим. автора) практически все готово. Мы готовы стартовать, но нам нужны квази-гарантии. Это непрямые финансовые гарантии Министерства транспорта РТ о компенсации перевозок льготной категории граждан. Второй момент - субсидирование транспортной перевозки. Важно понимать, что канатная дорога - это не развлекательный аттракцион, а социально-значимый объект, который осуществляет транспортную функцию. Нам нужны гарантии, что мы получим субсидии из бюджета РТ, если загрузка канатной дороги будет меньше 30 процентов.

В настоящий момент получение таких псевдогарантий приостановлено из-за отсутствия федерального законодательного регулирования внеуличных видов транспорта. Ведем поиск альтернативных взаимоприемлемых гарантий в формате государственно-частного партнёрства.

Технические характеристики подвесной канатной дороги "Казань - Верхний Услон"
Горизонтальная длина: 8600 м
Скорость на линии: 0-6 м/сек
Пропускная способность: 1200 чел/час
Направление движения: по часовой стрелке
Расстояние между кабинками: 180 м
Временной интервал подачи кабинок: 30 сек
Время в пути: 24 мин
Количество кабинок: 104 десятиместных и 10 маломестных (повышенной комфортности)
Ориентировочное количество опор: 24, из них 18 укреплены по дну реки Волга

- То есть, когда вы получите эти гарантии от государства, вы сможете сразу приступить к строительству?

- Да, "Российский фонд прямых инвестиций" и компания Leitner согласовали между собой это решение. Как только мы получаем эти квази-гарантии, мы сразу начинаем финансирование проекта. Это не значит, что мы сразу будем ставить опоры. Сначала будут проведены дополнительные изыскательские работы, затем проектные работы.

Расчетная стоимость проекта - 43 миллиона евро. Финансирование проекта будет осуществлено за счёт частных инвестиций, без привлечения бюджетных средств. Инвесторами проекта выступают итальянская компания Leitner (30% на сумму 12,9 млн. евро) и "Российский Фонд Прямых Инвестиций" (30% на сумму 12,9 млн. евро). Предполагается, что инвестором на оставшиеся 40% на сумму 17,2 млн. евро выступит консорциум российских банков.

- А сколько времени займет строительство трассы от железнодорожного вокзала до Верхнего Услона?

- 2 года 9 месяцев. Надо четко понимать, что предстоит ставить опоры на дно реки, а там очень непростые условия. Это пески, огромные иловые отложения, под которыми неизвестно, что залегает. Мы, конечно, предполагаем какая структура этого дна, но предполагать мало, нужно сделать очень тщательные анализы рельефа.

- То есть к ЧМ-2018 вы не успеете ее достроить?

- Длинную трассу однозначно не успеем. Что касается второго маршрута, который свяжет "Корстон" и "Казань Арену", то она имеет все шансы быть построенной и запущенной к ЧМ-2018. Возводить ее планируем совместно со швейцарской компанией "Бартолет Машиненбау АГ". Чтобы успеть к этому сроку строительство необходимо начинать в ноябре этого года. Если позже, то мы ее, конечно, построим, но возить по ней гостей Чемпионата Мира по футболу не сможем. Но в любом случае это будет отличный и уникальный для России объект транспортной инфраструктуры.

Технические характеристики подвесной канатной дороги "Корстон"- "Казань Арена"
Горизонтальная длина: 3 км
Скорость на линии: 5 м/сек
Пропускная способность: 1200 чел/час
Направление движения: по часовой стрелке
Расстояние между кабинками: 113 м
Временной интервал подачи кабинок: 30 сек
Время в пути: 9 мин
Количество кабинок: 57 штук 8-местных гондол

- Санкции, наложенные на Россию, как-то влияют на проект канатной дороги?

- Напрямую никак не влияют, так как это частные инвестиции, а не государственные. Поэтому с нашими партнерами мы можем этот вопрос решить. Особенно с итальянцами, потому что у Италии всегда были хорошие отношения с Россией.

- С какими сложностями столкнулись при проектировании трассы между "Корстоном" и стадионом "Казань Арены"?

- Здесь масса подводных камней поскольку есть охранная зона Кремля. И мы уже голову сломали над согласованием маршрута трассы, так как куда бы мы не поставили опоры, они будут в зоне видимости Казанского Кремля. Поэтому проект пока "замерз", то есть по нему практически полгода нет никакого движения.

- Вы верите, что этот проект удастся реализовать в Казани?

- Надеюсь, что это произойдет. Я много езжу по миру и знаю, что там где канатные дороги установлены, они всегда востребованы. А здесь уж - между двумя берегами - сам Бог велел.

Напомним, ранее портал ProKazan.ru писал, что строительство канатной дороги в Казани может начаться уже весной 2016 года. И якобы кабинки для нее уже готовы и хранятся на складе предприятия-изготовителя. Позже появилось сообщение, что строительство канатной дороги в Казани отложили из-за отсутствия денег.

Портал ProKazan.ru обратился за комментарием в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ. Как только мы получим ответ, то опубликуем на сайте.