Александр Дембич: "Нужно было сохранить самобытность и колорит рынков в Казани, а не закрывать их"

- Как по-вашему, какова основная проблема современной Казани?

- В первую очередь нам нужен прекрасный транспорт. В ближайшее время питерская компания займется перепланировкой транспортной сети Казани и устройства наших дорог. В этом мы сильно отстаем от крупных городов мира.

- И что же можно еще сделать, помимо построенных перед Универсиадой развязок?

- Развязки — это не единственное решение и вообще не главный способ избавления от пробок. И даже надземные пешеходные переходы, сопутствующие сейчас широким магистралям и развязкам — временное решение проблемы на 3-5 лет. Во многих городах мира от них уже отказались. В ближайшее время петербуржская организация займется перепланировкой транспортной сети Казани и устройством дорог. Нам очень нужен прекрасный транспорт, качественный. В этом мы сильно отстаем от крупных городов мира. Можно расширять дороги, выделять специальные полосы, запускать трамвайные маршруты… Но, чтобы решить проблему иначе, чем с помощью развязок, нужно больше времени, денег и главное — другие муниципальные законы.

- В чем же трудности существующих законов?

- Существуют правила оснащения территорий землепользования Казани. Они были написаны еще в 70-годах ХХ века на основе американского опыта. Тогда к нам приезжал Уильям Волетто, который и помог составить этот документ. Но прошло уже очень много времени, парадигмы сильно изменились, теперь нужно кардинально менять законодательство. Например, в действующем нет ни слова о сохранении исторических зданий, их реконструкции.

- С этим связано появление в центре города неуместного новодела?

- В том числе. Поэтому чтобы регулировать застройку центра, перед Универсиадой все проекты на этой территории должны были пройти несколько уровней согласования — в градостроительном совете, межведомственной группе, комиссии при президенте. А то знаете, как бывает? Проект создан и утвержден, прошло уже лет 5, а то и больше, и только теперь начинается стройка. Почти вся земля в центре распродана еще в начале 2000-х годов. Но собственники могут откладывать застройку из-за того, что, допустим, им предписано строить маленький трехэтажный домик, а они хотят строить девятиэтаэжный. И вот выжидают, что сменится власть или поменяется закон… Но сейчас принято решение, что если проект не реализован в течение двух лет, то он теряет силу.

- Если историческую часть города нужно реконструировать и сохранять, то что делать с устаревшими пяти- и даже уже девятиэтажными домами советского периода? Со временем их будут сносить и застраивать современным жильем?

- Думаю, что нет, они останутся. Их тоже можно реконструировать. Они вполне ремонтопригодны. Например, в Лондоне провели реконструкцию домов 18 века. Понятное дело, в них не было ванных комнат. Так вот там сделали пристрои в виде башенок, которые ничуть не испортили внешний вид исторических зданий, и в них разместили ванные. Ведь одно дело — физическое состояние конструкции, совсем другое — моральное устаревание. Если раньше в этих малогабаритных квартирах за счастье было жить целой семье, то в наши дни это просто отличный вариант для молодой семейной пары или бессемейного человека. Это жилье вполне поддается реконструкции, поскольку за исключением коммунальных сетей их состояние нормальное. А поменять их и планировку, утеплить домпо современным нормам несложно.

- А как Казань будет развиваться в ближайшем будущем? Строятся Иннополис и СМАРТ Сити, совсем недалеко Зеленодольск. Видимо, границы этих городов сольются с Казанью, и они войдут в ее состав?

- Я полагаю, что они никогда не войдут в состав Казани. Нынешнее административное устройство Казани этого не предполагает. Но со временем будет больше уделяться внимания агломерационному развитию. То есть города останутся отдельными единицами, но, поскольку они расположены очень близко, целесообразнее будет создать для управления ими межмуниципальный совет. Он будет решать вопросы архитектуры, распоряжения пространством, правовые, экономические задачи едино для всех городов, входящих в агломерацию. Так уже происходит во всем мире — в США, Франции... Я думаю, жизнь заставит это сделать и нас в ближайшие десятилетия. Но нормальная жизнь, похожая на жизнь настоящего города, наступит в этих строящихся сейчас инновационных городах только лет через 30-40.

- Захотят ли люди вообще жить в этих суперсовременных, но все же маленьких и не столичных городах? Не получится так, что они будут пустовать или вообще не будут достроены?

- Федеральное финансирование помогло начать строительство этих городов. Пока эта тема была актуальна и правительство страны готово было вкладывать деньги в подобные идеи, Татарстан поймал момент, чтобы они пришли именно в наш регион, способствуя его развитию. Видимо, руководствовались горбачевским принципом – «главное – начать». Но будущее Иннополиса и СМАРТ Сити сильно зависит не только от состояния экономики республики Татарстан, но и от экономики России. Сама республика такие проекты не в силах потянуть, даже если было бы отлаженное частно-государственное партнерство. По правде сказать, во всей России вообще никто не умеет работать по схеме частно-государственного партнерства. В Москве, в Питере, зарубежом я смотрел, как работают такие проекты, и вижу большую разницу. И, по-моему, без серьезного частного бизнеса, в расчете только на федеральное или региональное финансирование строительство Иннополиса и СМАРТ Сити - невероятно тяжелоподъемная задача. К тому же плохо, что эти проекты реализуются практически одновременно. Объекты первой очереди, может, еще и не в полном объеме будут реализованы, а вот дальнейшая судьба этих городов под вопросом.

- Может быть дело в том, что эти и другие крупные проекты Казани и Татарстана поручают иностранным специалистам, которые не все учитывают при разработке идей – то же финансирование, например?

- Отчасти, пожалуй, что это так. Я вообще считаю опыт привлечения иностранных специалистов порочным. При разработке таких проектов градостроители должны учитывать аспекты социальные экологические, экономические, географические, вопросы безопасности и еще многое другое. Специалистов по градостроению вообще готовить очень сложно. В России сейчас только два города (Казань и Самара) готовят дипломированных градостроителей. В СССР существовало несколько местных и главных градостроительных центров. Этим занимались как фундаментальной дисциплиной знания и опыт копился 5-6 десятилетий. При всем этом нельзя сказать, что Тольятти или Набережные Челны выполнены без огрехов. Так что привлечение иностранных специалистов, которые как минимум не знают нашего климата, менталитета, - это профанация, поскольку задачи ставятся невероятно сложные.

- Что будет происходить с Казанью – она будет увеличивать свою площадь, получается, если хрущевки и более поздние девятиэтажки сносить вряд ли будут?

- Смотрите: Казань занимает 617 квадратных километров, Москва – 998 (до недавнего присоединения к ней юго-западных окраин). При этом в Казани более миллиона жителей, а в Москве - 10 миллионов. Сами понимаете, не увеличивая границ города, можно еще значительно увеличивать численность населения. Еще много незастроенных пустырей. Например, от Советской площади до пересечения с М7, много пустых земель в сторону Дербышек, есть депрессивные территории в старых районах. Например, в Адмиралтейской слободе сейчас живет около 8 тысяч человек, но там комфортно можно разместить и 20 тысяч.

- Кстати, а проект реконструкции Адмиралтейской слободы на ваш взгляд удачен? Это действительно возродит район к жизни настолько, что привлечет туда туристов и инвесторов?

- Это будет экспериментальный район не только для Казани, но и для всей России. Надеемся, что там нам удастся создать ту степень комфортности, которую потом можно будет внедрить во всей Казани. Большое внимание там будет уделено транспортной схеме, экологии, объектам культурного назначения, которые призваны обеспечить удовлетворение интересов не только жителей этого района, но и всей Казани, и туристов. В идеале каждый жилой район .

- А не получится ли как со Старо-Татарской слободой? Реконструкция вышла несколько ненатуральной, да и туристов там маловато…

- Старо-татарская слобода – это локальная небольшая территория. Чтобы увеличить к ней интерес, нужно еще хотя бы несколько кварталов, а не один. Но город просто не успевает развивать сразу и до конца все проекты. Мне вот, например, давно хотелось убрать скопления стихийных, разрозненных, совершенно неоформленных рынков, которые там существуют. Но при этом я считаю большой ошибкой законодательное закрытие рынков в Казани. Наоборот, нужно было сохранить самобытность и колорит рынка, специально построить большой и аутентичный в той же Старо-татарской слободе Это бы и туристов привлекло, и бизнесменов – а, значит, повысило бы интерес к этой зоне. По-моему, то, что их свернули, пролаббировано крупными ритейлерами - глобальными сетями продовооьственных товаров. В 60-70-е годы ХХ века Америка тоже переживала подобное, но там населению удалось вытеснить торговые центры за пределы городов. Нам тоже было схранить рынки и всю их миниатюрную прелесть.

- Вот вы говорите, что в будущем каждый район Казани обретет собственное лицо и свою изюминку. Новый район Салават Купере строится сейчас уже по этому принципу?

- К сожалению, нет. Этот район возникает потому, что есть много людей с небольшими доходами, но нуждающихся в жилье. И Салават Купере – это много современного, качественного жилья эконом-класса. Небольшие квартиры в больших корпусах - по современным меркам малогабаритное (от 30 с хвостиком квадратных метров) жилье для молодых семей. Оно будет строиться быстро – это индустриальное жилье, которое должно быть дешевым.