Фоторепортаж: из «маменькиных сынков» в пилоты и испытание на вестибулярном аппарате

Портал ProKazan.ru встретился с руководителем республиканского проекта «Страна Авиация», в рамках которого ученики средних и старших классов осваивают навыки пилотирования. В «Центре аэрокосмического образования» на базе школы №35 мы посмотрели, как проходит подготовка будущих пилотов и попробовали поуправлять планером и вертолетом на авиатренажерах.

Как набирают будущих пилотов и чему их учат

Занятия по подготовке проходят в рамках внешкольных занятий. Записаться может любой желающий, возраст также не считается помехой — чем раньше школьник начнет, тем лучше он усвоит все пилотирования. Летать учатся не только мальчики, но и девочки. Все курсанты также в обязательном порядке проходят парашютную подготовку, чтобы в случае опасности спасти свою жизнь.

- Наши ребята начинают летать на тренажерах и реальных самолётах и планерах и с 13 лет, но наш основной возраст — с 15-16 лет. С 16 лет можно летать самостоятельно и получить летные права, до 16 лет школьники летают только с инструктором.

Уникальность Центра в том, что помимо теоретической подготовки проводится интерактивный обучение – на авиационных тренажёрах. Курсанты осваивают взлёт и посадку, сложный и высший пилотаж, участвуют в воздушных боях. А в конце мая курсанты, успешно сдавшие все зачеты и экзамены на «хорошо» и «отлично», и годные по состоянию здоровья, выезжают на аэродром – летать на планерах и самолётах.

Первой ступенью обучения является изучение навыков полета на планере — безмоторном летательном аппарате.

- Первые полгода мы даем теоретическую базу. Рассказываем о том, как устроены планера и самолёты, за счёт чего они летают. Планер позволяет почувствовать атмосферу и, используя восходящие потоки, может летать несколько часов без мотора.

На авиационном тренажере планера можно включить специальные маркеры, которые указывают на потоки воздуха, однако в реальной жизни таких маркеров нет и нужно самому точно знать, от чего зависят потоки.

- Есть определенные признаки, по которым можно определить наличие потока. Они, как правило, возникают под небольшими облаками и работают от рельефа. В атмосфере заключена большая сила, если мы эту силу не учитываем, это может привести к катастрофе. Лётчик должен знать, если на большой скорости пройти через сильный восходящий поток, у самолета могут отвалиться крылья.

Управление планером и знание особенностей атмосферы - это те навыки, без которых не стать хорошим пилотом. Именно планер научит тебя сажать самолет без двигателя, ведь на планере у тебя всего один шанс на посадку, что повышает мастерство и ответственность.

- Летчик с опытом полета на планере при отказе двигателя в полёте ведёт себя спокойно и спасает самолёт и пассажиров.

Следующей ступенью обучения является обучение пилотированию самолета.

Имитируются реальные бои Великой Отечественной против фашистских самолётов - ребята могут понять, насколько сложно вести бой в воздухе.

- Кабина самолёта Як-52 очень похожа на кабины отечественных истребителей времен Великой Отечественной войны. После освоения пилотирования, в апреле-мае у нас начинается практика воздушного боя. Имитируются реальные бои Великой Отечественной против фашистских самолётов - ребята могут понять, насколько сложно вести бой в воздухе. Для курсантов это большая мотивация и патриотическое воспитание не на словах, а на деле.

Занятия на тренажере проводятся в небольших группах, пока один летает, другие могут следить за его полетом и почерпнуть для себя что-то полезное. Инструктор в это время наблюдает за правильностью полета и через микрофон может передавать инструкции курсанту. Также занятия на авиатренажерах позволяют научить ребят думать, ведь важно уметь выполнить задачи, которые могут возникнуть во время полета. Нужно учитывать все: погоду, загруженность, изменение условий.

- Мы выключаем двигатели во время полёта на тренажерах, когда они этого не ожидают. Можем отключить управление, имитировать пожар. Если курсант спасает самолёт и поступает правильно, значит из него получится хороший летчик.

Последней ступенью в обучении считается вертолетная подготовка. На вертолете без специальной подготовки ни сесть, ни взлететь, ведь управление у этого аппарата самое сложное. Нужно постоянно держать все под контролем и делать плавные и точные движения.

Каким должен быть летчик

- Работа летчика — это большой жизненный опыт, который ты не можешь получить на земле, ты его получаешь только в полете. Всю жизнь ты учишься и всё равно можешь столкнуться с ситуацией, которая может оказаться неожиданной. Избежать неожиданностей позволяет постоянная тренировка - рассказал Иван Лямин.

Вестибулярный тренажёр заслуживает отдельного внимания – на нём вырабатывается навык переносимости перегрузок.

Курсанты параллельно с теоретической подготовкой занимаются физической подготовкой, проходят школу выживания и отправляются в походы, занимаются в тренажерном зале, увлекаются скалолазанием и работают на тренажере вестибулярного аппарата. Вестибулярный тренажёр заслуживает отдельного внимания – на нём вырабатывается навык переносимости перегрузок.

Летчик должен обладать специфической физической подготовкой, потому что ему приходится работать в режиме перегрузки. Для неподготовленного человека перегрузка может привести к серьезным последствиям, например, к потере сознания.

Наша основная задача — чтобы ребенок нашел цель в жизни, чтобы его интересовали не только деньги и мелочные проблемы.

- К нам приходят разные ученики, мы говорим, если хотите быть летчиком, нужно, чтобы было здоровье.
У нас есть ребята, которые пришли с улицы, из неблагополучных семей. Мы ставим условие: «Бросаешь пить, бросаешь курить, мы с тобой будем заниматься». Их ломает, но если они продолжают ходить и занимаются - появляется нравственность, чистота и воля к победе. У них меняются ценностные ориентиры.
Есть маменькины сыночки, которые уже через полгода становятся нормальными вменяемыми людьми, которые самостоятельно принимают решения и берут на себя ответственность. Родители очень благодарны, говорят, что детей не узнать.
Наша основная задача — чтобы ребенок нашел цель в жизни, чтобы его интересовали не только деньги и мелочные проблемы. Чтобы было понимание, что они приобщены к большому делу - авиации.

О Проекте «Страна Авиация»

Иван Лямин уже не первый год увлекается авиацией. По образованию он авиационный инженер, также является профессиональным педагогом и летчиком.

- Я начинал с авиамодельного кружка, потом работал на авиазаводе, одновременно занимался своими проектами, летал. И решил, что нужно работу со школьниками выводить на новый уровень, нужна система подготовки авиационных кадров. Проект «Страна Авиации» — мой авторский проект, но существует благодаря слаженной работе команды профессионалов.

Проект поддержали на уровне Министерства Образования республики, теперь по Татарстану есть 9 таких центров: 2 центра в Казани, в Большой Атне, Буинске, Елабуге, Набережных Челнах, Бугульме, Азнакаево, Кукморе и в Богатых Сабах. В этом году из 9 учебных центров выпустилось 270 курсантов, в дальнейшем планируется выпускать в несколько раз больше. В этом году была бесплатной даже летная подготовка – уникальное явление в России – подобного больше нет нигде.

"Мы работаем на стратегическую перспективу, что позволит в ближайшие годы сделать технологический рывок в авиации и промышленности".

- Этот проект очень важен для нашей Республики. Мы работаем на стратегическую перспективу, что позволит в ближайшие годы сделать технологический рывок в авиации и промышленности.

Кстати, даже если здоровье не позволяет, курсант может выбрать для себя другую стезю, например, может стать авиационным инженером. Для этого в «Центр аэрокосмического образования» школе №35 созданы все условия: есть специализированные курсы, технические и научные кружки, а вузы – КНИТУ-КАИ и КФУ уже сейчас ждут таких учеников.

Подробно о научном и инженерном направлениях нам рассказала Глухарёва Елена, директор Школы №35.

- Центр аэрокосмического образования» на базе Школы №35 является методическим и организационным центром. Есть специализированные авиационные классы. Заниматься могут не только учащиеся этой школы, но и те, кто захотел записаться из других школ Казани. Занятия для школьников проводятся бесплатно – по всем направлениям у нас занимается почти 900 учащихся школ города.