Сергей Безруков: «Казань вызывает зависть московского гостя!»

В Казань приехал художественный руководитель Московского Губернского театра, народный артист РФ Сергей Безруков. Основной целью его визита стала встреча с учениками творческой студии Константина Хабенского в рамках фестиваля «Оперение», он также согласился стать участником проекта «Литературные дворики». Известный артист рассказал читателям портала KZN.RU, как не стать «Актер Актерычем» и почему он считает Казань родным городом.

Сергей Витальевич, вы приехали в Казань для участия во Всероссийском фестивале «Оперение». Скажите, как удалось найти время в своем плотном графике на этот проект?
С.Б.: Действительно, времени не хватает, поскольку занятость практически круглосуточная. Прошло уже полтора года с момента моего назначения художественным руководителем Московского областного дома искусств, на этой базе позже был создан Московский Губернский театр. Официально он начал свое существование буквально с 9 января этого года. И так как мы совсем еще молодой театр, понятно, что забот, дел, планов огромное количество, и поэтому занимаюсь театром круг-ло-су-точ-но! Придумываю проекты, думаю о своих артистах. Беспокоиться о них – это не просто моя обязанность, они моя большая семья, поэтому переживаю за каждого артиста, думаю о перспективах, о следующих ролях. Это большое дело, которым надо активно заниматься.
Тем не менее, мне удалось вырваться на один день. Я поддерживаю Костю в его замечательном начинании (народный артист РФ Константин Хабенский – автор проекта «Оперение», создатель творческих студий для детей и подростков в 8 городах России – прим.автора).
Я много катаюсь с гастролями по стране, и так получается, что часто бываю либо в Уфе, либо в Перми, в городах, где есть его (К.Хабенского - прим. автора) актерские школы. Костя периодически звонит и просит по возможности заскочить к ребятам. Так что если у меня бывает время, обязательно заезжаю, неоднократно бывал в Перми. В последний раз, когда приезжал, пермские ребята показывали программу, которую они будут представлять здесь, на «Оперении». Для себя я отметил, с каким азартом, профессионализмом молодые люди выполняют задачи, которые ставит перед ними режиссер. Молодцы!

Насколько, по-вашему мнению, такие школы важны для начинающих, еще неоперившихся артистов?
С.Б.: Неважно, будут ребята артистами или нет, театральная школа очень сильно помогает в плане раскрепощения. Обратите внимание, насколько люди в жизни бывают закомплексованы, зажаты в передаче чувств и эмоций. «Взрослый зажим», комплексы, к сожалению, вредят общению, сковывают его. А ребята в этих школах, импровизируя на различные темы, учатся ощущению свободы, детской раскрепощенности.
Некоторые из них действительно станут замечательными артистами, уже с совсем юного возраста постигая азы профессии. Я, допустим, начинал играть на сцене лет с 7-8: выходил на сцену актового зала в своей родной 402-й школе Перовского района города Москвы. Это были первые небольшие постановки, литературные вечера. Чуть позже, помнится, лет с 10, подключился отец, и я начал обучаться актерской профессии. У меня был личный педагог – мой отец, который занимался мною, и в 14 лет я уже играл Ромео в школе. Чем раньше ты начинаешь, тем больше у тебя есть времени для того, чтобы освоить профессию, стать профессионалом в этом деле.

В каком формате пройдет встреча с детьми из творческой студии K.Хабенского? Это будет импровизация, или все пойдет по заранее заготовленному сценарию?
С.Б.: Я приехал, чтобы поддержать проект «Оперение» и пообщаться с ребятами. С собой я привез фильм «Золото», который недавно вышел на экраны. Фильм снят в свердловской киностудии по классике - произведению Мамина-Сибиряка «Дикое счастье». Мне очень важно донести до ребят глубинный смысл, философию самого произведения.
Идеи просты, кажется, что это прописные истины: что такое богатство, бедность, искушение, порок? Но порой нужно говорить об этих истинах, и не просто говорить, но и сопровождать визуально. В этой картине образ купца Гордея Брагина, которого я играю, мне кажется, наглядно показывает, во что может превратиться человек, и может ли он вернуться в то прежнее состояние, когда живешь согласно божьим законам. Тонкие, серьезные, даже взрослые темы затронуты в этом фильме... Я думаю, что с детьми как раз нужно говорить по-взрослому. Мне очень важно, чтобы они посмотрели эту картину. После просмотра мы обсудим ее: я выслушаю ребят, что они для себя поняли, а что-то объясню сам. Так что это такой мастер-класс с показом картины.

Какой совет вы могли бы дать ученикам творческих студий, которые приедут в Казань на фестиваль «Оперение»?
С.Б.: Важно, чтобы дети не превращались в «Актер Актерычей». Такой «Актер Актерыч» все играет и все напоказ. Самое главное – это интуиция и полная свобода. Органика актерская такова, что должна быть вера в предлагаемые обстоятельства. И внутренняя свобода как раз позволяет следовать этой вере. Как у Станиславского написано: «Вера в предлагаемые обстоятельства – самое главное и самое первое, основное». Актер должен не играть, а проживать! Вот что я отметил, когда смотрел на ребят – заразительность и абсолютную веру. Когда они попадали в атмосферу, придуманную, игровую, они в ней жили.

А что вас привлекло в проекте «Литературные дворики»?
С.Б.: Я был в Казани в мае, выступал в «Пирамиде» с творческим вечером. И пообещал, что как только буду в Казани в следующий раз, обязательно приму участие в этом проекте, потому что очень люблю читать стихи со сцены. Художественное слово, как мне кажется, сейчас обретает новую силу. Люди хотят слушать произведения поэтов.
Внимание к литературе, увлечение ею – в этом, как мне кажется, спасение от Интернета. И в Интернете тоже можно залезть в поисковик и найти то или иное произведение, но лучше взять в руки книгу. «Литературные дворики», мне кажется, мотивируют обратиться к библиотеке. Это - очень хорошее дело!

Казань называют по-разному, для каждого она своя: спортивная столица, студенческий городок, центр тюркского мира, центр запада и востока. А как бы вы описали наш город?
С.Б.: Я бы назвал Казань столицей! Понятно, что официальная столица – Москва, ведь там находится Кремль, сердце России. Хотя порой и хочется, чтобы столицу перенесли в другой город, и пробок стало меньше (смеется). Петербург, конечно, не уступает, он по праву был Северной столицей до 1917 года и играл важную роль в истории России. Столицей Урала называют Екатеринбург – по своей инфраструктуре, красоте. Но я думаю, что Казань вполне может опередить многие столицы. Это город европейского уровня, который абсолютно не уступает городам мира.

У вас с Казанью давняя дружба…
С.Б.: Да, мне посчастливилось здесь снимать фильм «Реальная сказка», за что я до сих пор благодарен этому городу. Именно Казань помогла в осуществлении этого детского проекта, столь редкого в наше время семейного кино. Фильм до сих пор идет по телевизору, собирает рейтинги и нравится зрителю. И здесь заслуга не только моя как продюсера, но и заслуга Казани. Я счастлив, что именно здесь проходили съемки, потому что в архитектуре города можно найти все: и каналы, которые спокойно могут быть питерскими, и роскошный Кремль с Кул Шарифом. Можно, начиная от памятника Шаляпину, идти, гулять по городу и наслаждаться его красотой. А в солнечный день – начать свой путь от абсолютно роскошного вокзала.
Конечно, многое построено благодаря Универсиаде. Но и после нее я вижу, как город продолжает развиваться. Новые развязки и отсутствие пробок вызывают зависть московского гостя! Это замечательно, что можно добраться в другой конец города без пробок, стремительно. Очень красивый, чистый, замечательный город с уникальными видами. Здесь можно прокатиться по городу с фотоаппаратом и наснимать целый фотоальбом.
Так что я с радостью приезжаю в Казань, вырываюсь как только есть возможность. Правда, не всегда получается: давненько не был в Свияжске, хотя очень хочу попасть туда еще раз. Это потрясающее место: Волга, без которой я не могу, у меня ведь волжские корни. Это река, которая охватывает огромное количество городов и республик. Россиян многое объединяет: не только язык, традиции, территория, единая страна, но еще и природа, реки. Каждый раз, проезжая, смотрю на Волгу. А поскольку река для меня родная, то и города, где она протекает, становятся для меня родными: Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Саратов, Волгоград, Астрахань – все это родное. Но Казань – действительно особенный город. Здесь любят свой край, и это бережное, уважительное отношение к своему городу чувствуется.

Сергей Витальевич, спасибо за ответы!
С.Б.: Спасибо, до новых встреч!