“Пусть лучше шарахаются”. Как и зачем казанские байкеры устраивают шоу на дороге
Недавно вся Казань активно обсуждала трюки байкеров-каскадеров на Кремлевской дамбе. Двое молодых людей, двигаясь на колясочном мотоцикле, "наклонили" его на полном ходу. Это оказались профессиональные каскадеры, участники мотоклуба Trespassers MCB. ProKazan.ru пообщался с вице-президентом клуба Валентином Янковым и узнал секреты трюков, как проявляется братство байкеров и что значит “думать за дурака”.
Как относится к увлечению мотоциклами семья?
- Семья тихо страдает. Жена волнуется, конечно, но уже попривыкла. Она понимает, что это часть моей жизни, и никуда от этого не деться. Поддерживает, отмывает, лечит после травм. Основное напутствие, которое она говорит: «Не убейся». Согласен, момент опасности есть. Наверное, он чуть больше, чем у автомобилиста. Но знаете, я зимой на льду упал так больно, как никогда на мотоцикле не падал. Так что это зависит от собственной внимательности.
Насколько внимательны мотоциклисты на дорогах?
- Лишнее ощущение опасности приводит к тому, что мотоциклисты, как правило, более организованные водители. Есть даже исследования ученых, которые утверждают, что человек на мотоцикле за тот же промежуток времени успевает отследить большее количество целей. Это связано с инстинктом самосохранения: если автомобилисты столкнутся на перекрестке, то как правило – это помятый автомобиль, а если автомобилист столкнется с мотоциклистом – это минимум серьезная травма, а то и хуже. Поэтому приходится «думать за дурака».
Что значит «думать за дурака»?
- Знаете, как бы правильно ты не ехал, всегда найдется кто-то, кто вдруг перестроится, не глядя в зеркало. Приходится просчитывать чужие действия: если я знаю, что я еду на зеленый, но замечаю, что кто-то летит на красный, я просто не выеду на перекресток. Можно с чувством полной правоты попасть в аварию, а можно пропустить, подумать про себя, что он дурак, и поехать дальше невредимым. Это называется «думать за дурака». На мотоцикле этот принцип действует в квадрате, так как последствия от аварии всегда жестче.
Чем байкер отличается от мотоциклиста?
- Мотоциклист – это человек, который приобрел мотоцикл и передвигается на нем из пункта А в пункт В. Он ездит на мотоцикле сам по себе, не вдаваясь в тему особых отношений между такими же, как он. Байкеры же – это субкультура, стиль жизни. Для нас это как семья.
Существуют много мифов о байкерах, говорят даже, что они могут быть социально опасны.
- А сколько людей, которые соответствуют этому? Не важно, байкер ты или нет. Все что-то нарушают. Хотя надо признать: есть у нас здоровая степень разгильдяйства – мы люди, которые могут в любой момент сорваться и куда-то уехать. Но у нас нет цели сейчас кого-то разубеждать, мы не против, если чье-то мнение таким и останется. Лучше пусть от нас будут шарахаться на дороге и лишний раз не подъедут, чем наоборот, окажутся слишком близко.
Есть ли правила поведения у байкеров?
- Это не уникальные правила, а просто общечеловеческие. Например, нельзя проехать мимо мотоциклиста, которому нужна помощь. Это нигде не прописано, но следует остановиться, спросить, что случилось, подумать, чем помочь. Мы же все в зоне риска, и сегодня помог ты, а завтра тебе. И не важно состоишь ли ты в каком-либо клубе или нет.
Почему байкеры предпочитают кожаные куртки?
- Кожа просто практична. Отскребать мух с кожи гораздо удобней, чем с текстиля. Да и в случае падения кожа возьмет на себя часть повреждений. Да, сейчас появилось много вариантов тканей, которые не уступают по практичности, но ведь кожа – это еще и красиво.
Байкерство для вас – хобби или профессия?
- Это хобби, которое переходит на уровень профессии. Мы стараемся поставить каскадерские трюки на коммерческую основу. Действуем скорее стихийно: есть вдохновение – начинаем работать.
Недавно весь город увидел, как вы на скорости показали трюк с поднятой коляской на Ленинской дамбе. Это было опасно!
- На самом деле у нас все под контролем, все трюки тщательно отработаны. Иногда это происходит на дороге незапланировано. В трюке с подъемом коляски ответственность больше лежит на пассажире, чем на водителе. Необходимо уметь удерживать баланс, особенно на поворотах. При этом мы едем на своей полосе, мы ничего не нарушаем. Ну и чего греха таить, есть и элемент показушничества, почему нет? Водител,и бывает, сами просят продемонстрировать – когда в последний раз ездили по Булаку, они нам сигналили, махали руками, мол, покажите трюк, поднимите коляску.
Сколько времени ушло на отработку этого трюка?
- Можно сказать что год, но работа ведь и не останавливалась, мы постоянно усложняем трюки. Сейчас в процессе тренировка проезда длинной дистанции, чтобы пассажир на ходу мог поменять колесо поднятой коляски. Есть вообще глупая идея научиться ездить на одном колесе коляски, но это уже из области фантастики.
Что за мотоцикл это был?
- У нас это обыкновенный «Урал», но такие трюки можно выполнять на любом колясочном мотоцикле.
А как вы расслабляетесь?
- Расслабление – это то, от чего человек получает удовольствие. Мы его получаем за рулем мотоцикла. Нам интересно просто съездить в другой город, чай попить. Недавно вот колонной ездили в Тольятти за забытым телефоном. Для нас это нормально, это в удовольствие.
Владимир Путин подписал закон, приравнивающий автопробеги к демонстрациям. Считается, что автопробег — новая форма протеста. Что вы будете делать?
- Мы всё равно будем ездить колонной. Езда в колонне для мотоциклиста – это необходимость. Во-первых, так безопаснее, потому, что так мы заметнее на дороге, мы «приглядываем» за новичками, мы можем помочь друг другу в случае чего. Во-вторых, так интереснее. Всегда лучше отправляться в путешествие с друзьями, делиться впечатлениями, обмениваться информацией. Что касается указа, то юридически очень сложно доказать, что люди двигаются колонной. Знаете, еще советские гаишные разнарядки это запрещали, но ездили же.