Облученный радиацией казанец: "За четыре года я превратился в лысого старика"
Ядерное оружие и судьба человека
Знакомьтесь - это Николай Андреевич Дауткин, ему 60 лет. Они с женой переехали в Казань в 1996 году, вырастили здесь двоих детей. На первый взгляд, Николай - обычный мужчина в возрасте, ничем не отличающийся от множества других жителей столицы Татарстана. Что же в нем такого особенного?
Николай Андреевич Дауткин живет в Казани с 1996 года
Дело в том, что Николай родился и вырос в городе Семипалатинск - первом и одном из крупнейших ядерных полигонов СССР. Таких объектов всего четыре в мире. На территории Семипалатинского полигона раньше хранилось самое современное ядерное оружие. Обстановка, в которой вырос мужчина, серьезно сказалась на его здоровье.
На протяжении уже почти 20 лет Николай Дауткин пытается получить социальную поддержку, положенную ему государством. Однако Верховный суд РТ считает, что у мужчины нет на это права.
По закону
Гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 бэр, гарантируются меры социальной поддержки.
Сам Семипалатинск в этот перечень не входит, однако Конституционный суд неоднократно приходил к выводу, что люди, которые там проживали и имеют подтверждающую дозу облучения, вправе получать льготы.
При цитировании ссылка на Официальный сайт Алтайского края обязательна
Источник:http://www.altairegion22.ru/public_reception/on-line-topics/10944/
У Николая Дауткина сохранились все удостоверения и документы еще времен Семипалатинска
С бровями и ресницами мужчина попрощался в 39 лет
- Меня не узнавали знакомые, очень удивлялись, когда объяснял, кто я такой. Говорили, что можно банк идти грабить - все равно по документам не найдут, не признают, - смеется Дауткин. - Но я не такой человек, я работяга, мне это не нужно.
С каждым годом у мужчины появляется все больше и больше заболеваний. Помимо привычных признаков старения каждый год проявляются разные странности - то ладошки начнут трескаться, то все тело пятнами покроется.
- Даже в мелочах проблемы были. Когда мы переехали в Казань, и нужно было делать фотографию в документ на проходной новой работы, мне очень долго не могли ее сделать, так как моя белая голова засвечивалась на снимках.
Трудно поверить, но разница между этими двумя фотографиями - 4 года
Бумажная волокита ради 387 рублей в месяц
- Когда мы уезжали, я получил удостоверение жителя Семипалатинска. Уже в Казани, в 1996 году мы узнали о том, что жители, подвергшиеся радиционному воздействию, могут получить денежную компенсацию, - рассказывает Николай. - Правда, когда мы попытались выяснить, как это сделать, нам сказали, что в Татарстане об этом еще никто не знает, и в ходу дело о Чернобыле, а о Семипалатинске речи пока нет.
Дауткин просто хочет добиться справедливости
Николай Андреевич многие годы пытался получить положенное ему по закону, однако никто не хотел возиться с его бедой - чаще всего ему говорили, что дело закрыто, и мужчине не положены никакие выплаты.
- У меня есть все документы, я не понимаю - почему мне не могут помочь?! - вопрошает Николай. - Должен же быть какой-то человеческий фактор, я старый, больной человек.
По закону
Пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие суммарную эффективную дозу облучения, превышающую 25 бэр, каждый месяц будут получать 1236 рублей.
Тем же законом предусмотрены выплаты и для категории граждан, получивших облучения более 5 бэр, но не превышающих 25. Им положено 387 рублей каждый месяц.
Бой еще не закончен
Сейчас у Николая Дауткина другой юрист - Лариса Лазарева. Она рассказала нам, что не только в Казани, но и во всем Татарстане проживает множество бывших жителей Семипалатинска и тех, кто жил неподалеку от него. Уже двое ее клиентов получили полагающиеся им льготы.
- Ко мне по этому вопросу обращалось человек 15. Конечно же, прежде чем идти в суд, они сдавали цитогенетический анализ, и не у всех были зарегистрированы необходимые по закону показатели облучения.
Сейчас делом Дауткина занимается Лариса Лазарева
- Наше государство предусмотрело льготы для тех лиц, которые получили дозу облучения. Если факт облучения будет подтвержден, гражданам выдается удостоверение, и они смогут получать льготы. Доза облучения может быть разной - более 5 и более 25 бэр, соответственно, и выплаты тоже различаются, - объясняет юрист.
Проблема в том, что именно дело Николая Дауткина было выиграно в Ново-Савиновском суде еще в конце августа нынешнего года, и пенсионер наконец-то должен был получить полагающиеся ему выплаты. Однако Минтруд обжаловал решение суда, и Верховный суд РТ отменил принятое ранее решение. В итоге, Дауткины вновь остались ни с чем.
- Это дело - пример того, что нормы конституционного права в Татарстане совершенно не соблюдаются. По закону, человек должен получить льготы, но в республике это игнорируют, - объясняет Лариса.
Ново-Савиновский суд Казани удовлетворил иск Дауткина
Причина отказа смехотворна - суд заявляет, что необходимо было проходить экспертизу в краевом бюджетном учреждении в Алтайском крае. Однако указанное НИИ не является судебно-экспертным учреждением, что не скрывается - об этом написано на их официальном сайте. Данное учреждение может выдавать свои заключения только тем, кто проживал во включенных в перечень населенных пунктах.
То есть Дауткину вообще не было смысла туда обращаться. Получается, Верховный суд РТ намеренно отправляет людей туда, где им не смогут вынести компетентное заключение. На данный момент юрист Лариса Лазарева вместе с нашим героем собирают все документы для обращения в Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ и Европейский суд по правам человека.
"Жена не бросила. Кровиночка моя..."
Николай и Татьяна Дауткины женаты уже 38 лет и через все невзгоды проходят вместе
Жена Николая Татьяна родилась в Татарстане, познакомилась пара в Уральске. Именно туда из Семипалатинска в 1973 году переехала семья Николая, а Татьяну в этот город направили работать.
Николай уверен, что из-за воздействия радиации он превратился в больного, страшного человека. Мужчина даже старается лишний раз не глядеться в зеркало.
- Спасибо моей жене, что не бросила и не бросает меня. Кому бы я был нужен такой? Кровиночка моя, везде со мной ходит, успокаивает, - улыбается Дауткин.
О Семипалатинске
Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в период с 1949 по 1963 годы на Семипалатинском полигоне, в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.