Начальник Управления здравоохранения Казани: "В Дании в стационаре лежат 4,5 дня. Стандарты Европы достижимы и для нас"
Кардиолог в каждую поликлинику и два новых медучреждения
- Какая главная проблема здравоохранения в Казани на сегодняшний день?
- Министр здравоохранения Татарстана ставит перед нами задачу, чтобы в каждой районной поликлинике был свой кардиолог, который смог бы на высокопрофессиональном уровне корректировать лечение пациентов с проблемами сосудов, принимать решения о диагнозе и необходимых мерах.
- Видимо, таких пациентов больше всего?
- В Казани ежегодно 3500 человек обращаются к врачам с инфарктами. Мы уже создали 6 современных кардиологических центров, но после госпитализации им необходимо наблюдаться по месту жительства. И вот эту задачу решить сложнее.
К счастью, сейчас больным с инфарктами не отказывают в госпитализации, как иногда это были вынуждены делать еще несколько лет назад (когда пациентам старше 80-65 лет предлагали отлежаться дома, видя, что перспектива их излечения туманна). Тем не менее проблема профессиональных консультаций и наблюдения после их выписки очень насущна.
- За последние годы капитально отремонтированы казанские роддома, многие поликлиники, проведен грандиозный ремонт в РКБ И ДРКБ, построена новая поликлиника в Азино. Планируется ли еще что-то подобное в Казани в ближайшее время?
- Будут построены две новые поликлиники с современным оснащением кабинетов узких специалистов: в Кировском районе для взрослых, в Ново-Савиновском — для детей. Эскизные проекты зданий созданы и обсуждаются, согласовываются. Но о сроках говорить пока рано, тем более в связи со складывающейся экономической ситуацией теперь сложно что-то прогнозировать. Если все будет более менее нормально и денег на строительство будет хватать, начнем при первой возможности. Еще есть твердое намерение до конца 2015 года отремонтировать полностью инфекционную больницу.
Как привлечь молодые кадры?
- Но ведь и сейчас в поликлиниках не хватает врачей. Откуда возьмутся кадры для новых поликлиник?
- Это так. И это происходит по двум объективным причинам. Во-первых, условия во многих поликлиниках не устраивают молодых специалистов. Оснащение и состояние кабинетов в старых поликлиниках — одна из наших первых задач. Решив ее, мы сможем привлечь и заинтересовать кадры. Так в новом здании студенческой поликлиники, где хорошо оснащены кабинеты узких специалистов, проблема с кадрами перестала существовать. А на окраинах Казани она наиболее актуальна и никак пока не может разрешиться.
- А вторая причина?
- Она вытекает из первой. Поскольку мало желающих работать в таких условиях, а количество пациентов не сокращается, нагрузку приходится разделать между теми, кто все-таки работает. Но не всем это по силам: люди, может быть, и работали бы, но уходят из-за больших нагрузок. У нас есть дефицит и терапевтов, и педиатров, а так же лоров, окулистов и невропатологов.
- Видела объявления, что врачам, которые станут сотрудниками новой поликлиники в Азино, независимо от казанской прописки дадут квартиру в Казани. Это помогло привлечь специалистов? Многим ли повезло?
- Это была республиканская программа. По ней выделялись гранты на 500 тысяч рублей для безочередного получения жилья по социальной ипотеке любому врачу, который приезжал в Татарстан и участвовал в конкурсе, желая работать в первичной сети (то есть в поликлиниках). По республике эти гранты получили 300 человек, в Казани – 70. В Казани жилье выделялось рядом с РКБ и в Авиастроительном районе.
На пользу ли реорганизация системы здравоохранения?
- В ноябрьские праздники в Москве прошли пикеты против так называемой реорганизации здравоохранения, когда было решено закрыть несколько больниц. У нас люди тоже выступали против, например, закрытия детской клиники Лепского. Почему в ходе реогранизации что-то строится с одной стороны, а с другой стороны что-то ликвидируется, несмотря даже на протесты населения?
- Стационарная медицинская помощь (круглосуточная) имеет тенденцию к большей эффективности. Количество дней госпитализации сокращается, но не из экономии. Медицина постоянно продвигается — появляются новые техники в хирургии, новые антибиотики и другие препараты.
Если раньше при пневмонии делали пенициллин по 6 раз в сутки, при этом эффект наблюдался только на 7 сутки, а полное излечение на 12-14 день. Современными антибиотиками всего за 3-5 дней можно привести пациента в такое состояние, что он уже не будет нуждаться в круглосуточном наблюдении. Так что больницы теперь просто могут принимать больше пациентов, поэтому есть возможность уплотнить и объединить их, чтобы они не пустовали.
- Некоторые казанцы жалуются, что их выписывают, не долечив, ссылаясь на нормы количества дней нахождения в больнице. Есть ли какие-то максимальные и минимальные сроки госпитализации?
- Среднее количество дней госпитализации в РТ — девять. При этом, например, в Дании — 4,5 дня, а в Германии — 5,7. Я считаю, что стандарты Европы достижимы и для наших больниц — как по оснащенности, так и по эффективности (срокам нахождения в стационаре). Стандарты оказания медицинской помощи действительно существуют. Но они определяют только предполагаемый период нахождения в стационаре с той или иной патологией. Каждый случай все равно индивидуален, но как только пациент не нуждается в круглосуточном наблюдении, его выписывают.
- Вы сказали, что ликвидация некоторых больниц связана с их неполной загруженностью. Тогда почему чтобы лечь в больницу, даже имея направление на руках, люди вынуждены ждать порой несколько месяцев?
- Увы, очереди на плановую госпитализацию действительно существуют. Пациенты, которым необходимы обследования, плановые операции или процедуры для хронических заболеваний, по нормам должны быть госпитализированы не позднее 2 месяцев после обращения в приемный покой. Сейчас в решении этой проблемы помогают дневные стационары, которые есть в каждой поликлинике и во многих больницах. На дневной стационар должны принять не позднее, чем через 7-10 дней. Если человек не нуждается в круглосуточном наблюдении, он может все процедуры пройти именно в дневном стационаре.
- Почему при таких очередях, если человек лег в стационар по одному заболеванию, ему отказываются параллельно "подлатать" другую сферу его здоровья? Знаю, что в таких случаях говорят: "Пролечитесь у нас, выпишетесь, потом обратитесь в другое отделение". А в нашей стране и без того трудно работающему человеку уйти на больничный, не то что делать это несколько раз по каждому заболеванию отдельно…
- Современная практика показывает, что максимальное количество препаратов, которые эффективно помогают человеку, - это два-три. Если лечить сразу от всего, назначая сразу 3-4-6 препаратов одному пациенту (нередко такие они могут быть очень сильными, серьезными), то эти лекарства могут обладать перекрестным воздействием. Так что, действительно, в мировой практике даже лечат что-то одно, поэтому условно за 10 дней в стационаре не получится решить сразу все проблемы со здоровьем.
Не в теории, а на практике
- С 5 июня в поликлиниках Казани отменены дежурства педиатров по воскресеньям. Многих родителей это возмущает. Это тоже реорганизация системы здравоохранения на благо или все-таки экономия?
- Отмена воскресных дежурств – неокончательное решение. Принимая итоговое, мы будем в первую очередь оценивать востребованность педиатров с учетом сезонности ОРВИ. Как раз сейчас мы внимательно отслеживаем количество обратившихся. Если поймем, что есть большой поток пациентов, будем выходить снова на воскресные дежурства. Летом обращений в выходные дни практически нет, поэтому мы отменили их. Сейчас при необходимости можно обращаться в стационары ДРКБ, 7-ой и 1-ой детских больниц. На данный момент не зафиксирован резкий и значительный подъем ОРВИ. Но мы будем анализировать нагрузку на эти больницы по обращениям в воскресенье и только после этого решим окончательно, останутся ли в поликлиниках дежурные врачи на эти дни.
- Оптимизация здравоохранения сможет решить проблему утери амбулаторных карточек в регистратурах и кабинетах поликлиник? Зачастую там остаются важные заключения, рекомендации, которые нужны на следующих приемах и консультациях, но восстановить их после утери уже не удается.
- Вынужден признать, что карточки так и будут теряться. Совершенную систему, чтобы они не терялись, создать не удастся. Законодательно нам не позволяют уйти полностью от бумаг. Первый шаг к этому сделан: в электронной форме заполняются листы приема в детских поликлиниках. Но все равно врачи вынуждены те же данные фиксировать на бумажном носителе. По сути это двойная работа.
- На массаж для детей грудного возраста очереди на полгода вперед. С этой ситуацией что-то планируете делать?
- Нормы для штата массажистов не пересматривались с советских времен. Тогда они рассчитывались из численности населения того периода. К тому же сейчас значительно увеличилось количество детей с неврологическими патологиями. Это и привело к таким очередям и повышенному спросу. Пока в поликлиниках пытаются решить эту проблему, предлагая часть сеансов пройти бесплатно, а за часть доплатить. Так хоть как-то можно принять большее количество детей, но массажистам приходится работать сверхнормы в свое личное время, хоть и за дополнительные деньги. Пересмотр норм штата массажистов пока не запланирован.
Медицина Казани: гордиться или стыдиться?
- У ДРКБ в арсенале есть уникальная ретинальная камера, которая позволяет сохранить недоношенным детям зрение. Без него они выжили бы, но остались бы, вероятнее всего, слепыми. Знаю, что это редчайшее оборудование, которого нет в соседних регионах, и ближайшая реткамера есть только в Москве. Чем еще может гордиться здравоохранение Казани?
- Детской кардиохирургией. ДРКБ – лидер в оказании такой помощи в РФ, это бесспорно. Пересадкой органов (сердца, печени, почек). Кроме нас, такие центры имеют Москва, Питер и еще 2-3 крупные клиники по стране. И количеством сосудистых центров на численность населения.
- В последе время все чаще появляются шокирующие фото медиков-студентов или даже уже штатных сотрудников с органами пациентов или в процессе операций. Был такой случай и в Казани. Как можете это прокомментировать?
- Среди медиков подобные фотографии были во все времена. Другое дело, что сейчас с появлением соцсетей это становится достоянием широкого круга людей. Если на фото присутствуют кровь, органы или, скажем, отрезанная конечность, - это недопустимо. Как и фотография рядом с тяжелобольным пациентом.
В наше время мы могли делать подобные фото, например, если проходила консультация известного профессора, какая-то учебная практика и пациент был не против. Фотографии нужны были как учебный материал или для исторических или научных публикаций. Как правило на фото не было видно лиц пациентов. И одно дело сфотографировать с муляжом кости, микроскопом или другим медоборудованием и показать это только своим близким и родным, а другое – с человеческими органами и выставить это на обозрение всего мира.
- Какой недуг считаете самым тяжелым или опасным?
- Пожалуй, врачу на это вопрос невозможно ответить. Скажу так: в любом процессе лечения есть 3 стороны – пациент, врач и болезнь. Если пациент и врач заодно – одолеть болезнь легче. Если каждый сам по себе – победит болезнь. Очень тяжело с теми, кто никому не верит, опускает руки и отказывается от лечения. При любой болезни нужно верить в себя.