Кровь, пятна на простыни и ДНК. Репортаж из экспертно-криминалистической лаборатории СК РТ
Расследовать сложные дела — одна из задач экспертов-криминалистов. В Казани работает специальная лаборатория, где злоумышленника выведут на чистую воду через "пробирку". ProKazan.ru побывал в экспертно-криминалистическом отделе Следственного комитета РФ по РТ.
Руководитель экспертно-криминалистической отдела Ильшат Гатиев рассказал, кто такой эксперт в расследовании уголовных дел и показал, как выглядит лаборатория, работающая на весь Приволжский федеральный округ.
- Эксперт - это лицо, которое обладает специальными познаниями в науке, техники, искусства, т.е. в определенной области. Например, кража картины. Является ли она действительно ценностью, когда изготовлена и сколько стоит на эти вопросы может дать ответ только эксперт.
В составе следственной группы эксперты выезжают на место происшествия. Они помогают следователю выявлять следы преступников. Главное оружие экспертов - это, конечно оборудование. При исследовании мы применяем химические реагенты, специальное оборудование.
- Чаще всего отдел работает с происшествиями и убийствами. Эксперты ищут следы преступников на разных поверхностях. Так, например недавно мы участвовали в раскрытии преступлений, нападений на бабушек по всей России. Уголовное дело пока не закрыто, поэтому рассказать, какие именно следы оставил преступник, мы не можем.
Ильшат Гатиев рассказывает, как эксперты обнаружили следы на пакете, в котором мать оставила своего младенца, как исследовали ружье с остатками потожировых следов, а также исследовали останки погибших при пожаре торгового “Адмирал”. Везде проводились генетические экспертизы.
Вещественные доказательства
На исследование вещественные доказательства по уголовным делам поступают в пакетах. Эксперты, получая доказательства, расписываются в журнале и хранят их в шкафах. Шкафы именные: за сохранность эксперт отвечает лично. В среднем у каждого на руках 10-15 экспертиз.
В первой лаборатории специалист описывает вещественные доказательства. На этой стадии определяется только вероятные биологические следы: следы крови, биологических выделений. На наших глазах эксперт осматривал простынь на наличие пятен. Здесь используется специальный экспертный свет, при котором становятся видны следы, которые человеческим зрением заметить невозможно.
Обнаруженные доказательства помещаются в пробирку и отправляются в следующую лабораторию, где уже определяют характер обнаруженных следов: кровь это, пот, слюна или другое. Все это нужно для того, чтобы выбрать способ извлечения из материалов ДНК
Перед вами центрифуга, с помощью которой эксперты выделяют ДНК. В закрытом виде больше напоминает ксерокс, а в раскрытом - большую мультиварку. Этот аппарат применяют тогда, когда специалисты работают с трупными материалами.
Если изначально материал поступает в натальном состоянии - грязный, в грунте, то уже здесь он выходит полностью стерильный. ДНК становится чистой, как слеза младенца, и полностью пригодна для исследований.
Очищенное ДНК эксперт отправляет в следующую лабораторию на ПЦР-реакцию. Интересующие участки ДНК размноживаются и определяются генетические признаки. Наборы очень чувствительные и способны выявить ДНК-профиль даже если человек один раз подержал в руках предмет. Поэтому для работы на месте происшествиях, следователи могут работать только в перчатках и масках.
В конечной лаборатории проводят конечную стадию исследования. Генетический анализатор выдает результат, который обычному человеку покажется бессмысленными линиями. Все эти данные уникальны, и если при исследовании второго образца ДНК не совпадет хотя бы одна линия, значит это абсолютно разные люди.
Другие исследования
Но здесь исследуют не только биологию. Например, недавно строители проводили экспертизу по уголовному делу, где фирма построила вместо разрешенного 9-ти этажного дома, 18-ти этажный. Дом действительно не соответствует нормам безопасности.
Кроме того, здесь исследуют даже голоса людей, а также расшифровывают голосовые записи. Экспертиза устанавливает хозяина голоса.
- Мы расследовали хищение дизельного топлива на железной дороги, нам было предоставлены переговоры участников преступной группы. Они маскировали, о чем они договариваются весьма тщательно, но с помощью экспертизы мы установили, кто участвует в преступлении, какие роли между ними, кто организатор, лидер, а кто исполнитель.