Ильдус Янышев: «Чиновники сейчас дарят друг другу велосипеды «Ферарри» и «БМВ»
Ильдус Янышев - это известный в Казани депутат Городской думы, который при любом удобном случае передвигается по городу на велосипеде, чем удивляет окружающих и разбивает стереотипы. О встрече мы договорились у него в офисе на улице Латыпова. Найти его не составило огромного труда - у входа обустроен паркинг с бесплатной арендой велосипедов. Правда, лишь для сотрудников.
- Откуда такая любовь к велосипедам? - поинтересовался я, кивнув на полку, на которой выстроились крошечные модели двухколесного транспорта со всего мира. В необычной коллекции нашелся даже шестиместный велосипед.
- С детства. В то время велосипед был единственным доступным средством передвижения для молодежи, а об автомобиле даже мечтать не приходилось. У нас с братом был один велосипед на двоих, поэтому частенько приходилось драться за него. Уже ближе к 40 годам, будучи на стажировке в США, я встретил там немца-велосипедиста, который путешествовал из Германии до северной Канады. Для меня стало открытием, что на велосипеде можно передвигаться по всему миру в автономном режиме - с палатками, горелкой для приготовления пищи и небольшим запасом питания. Я купил велосипед и стал кататься.
- Недавно в России погиб известный американский велопутешественник Рон Макгерити, которого сбил пьяный водитель на трассе. Вам не бывает страшно во время ваших велопробегов?
- Это не намного страшнее, чем полететь на самолете или поехать на автомобиле. Надо соблюдать элементарные меры безопасности - надевать светоотражающие жилеты, пульсирующие маячки в ночное время. Я уже проехал не одну тысячу километров и не один десяток стран. Жив-здоров, как видите (улыбается). А если серьезно, культура вождения автомобилем в Европе, конечно же, выше. Более того, там водители с вежливостью относятся к велосипедистам. Просто вечером многие сменят автомобиль на велосипед и сами окажутся на их месте.
Чиновники дарят друг другу велосипеды премиум-класса
- А много депутатов в Казани ездят на велосипедах?
- Как только я пришел в Гордуму, то сначала среди депутатов выглядел чудаком со своими велосипедными идеями. Я чувствовал некую иронию и скепсис в отношении себя. Прошло три года и ситуация кардинально изменилась. Ко мне уже обращаются главы администраций районов города, депутаты, министры, чтобы проконсультироваться: какой велосипед купить или где можно прокатиться. В этом году мы планируем совместный велопробег, посвященный Дню городу.
- Нас пригласите?
- Конечно. Вы поймите, процесс пошел и его уже не остановить. Для сравнения, три года назад в городе было 2-3 велопроката в городе, сейчас их - десятки. Велодорожки строятся. Думаю, что со временем и полиция на велосипеды пересядет, а частные велопатрули успешно справляются с охраной правопорядка в Деревне Универсиады.
- Возвращаясь к депутатам, верите ли вы, что наступит такое время, когда на сайте госзакупок будут тендеры не на покупку дорогих автомобилей, а на приобретение служебных велосипедов?
- Другого пути нету, потому что цивилизация идет по пути экономии энергоресурсов. Более того, я знаю, что сейчас в чиновничьей среде принято дарить друг другу велосипеды. Раньше дарили люкс-товары: запонки ручки, а сейчас дарят велосипеды премиального формата - "БМВ", "Феррари", "Мерседес", "Порше" и так далее. Я сам очень часто это использую, как способ популяризации велосипедного движения.
- У кого самый крутой велосипед в городе?
- Не могу сказать, но знаю, что у вип-персон есть вип-велосипеды.
Городу нужны выездные велодорожки
- Как сейчас обстоят дела с велождорожками в городе?
- После Универсиады, конечно же, финансирование сократилось. Тем не менее сейчас мы добились того, что при проектировании и сдаче в эксплуатацию новых тротуаров предусмотрен съезд для колясок и велосипедов. А новое проектирование уже подразумевает строительство велодорожек. Другой момент - у многих казанцев есть желание купить велосипед, но негде его хранить, поэтому стоит вопрос создания во дворах велогаражей.
- Что ждать велосипедистам казанским в будущем?
- В планах пролоббировать создание выездных велодорожек, то есть расположенных не внутри города. Например, велосипедная дорога до Борового Матюшино, Лебяжьего озера, Высокой Горы. Чтобы казанцы имели возможность путешествовать на расстояние 20-30 километров от города на велосипедах.